Секунда решает

П Варнава| опубликовано в номере №363-364, июль 1942
  • В закладки
  • Вставить в блог

На столе лежат журналы нашего полка. Медленно листаю страницу за страницей и с волнением перечитываю короткие записи. Перед глазами встают напряженные боевые дни и ночи, горячие схватки с врагом. В лаконичных строках, записанных торопливой рукой, оживают этапы боевых походов и мысленно воскресают знакомые фигуры бойцов, командиров, их подвиги, их славные дела.

Язык журнала лаконичен, скуп. Но и он дает почувствовать напряжение, испытанное нами много раз, ощутить грозное дыхание боя.

... На нашу часть наступал численно превосходящий противник. Шла упорная борьба за выгодный рубеж. Особенно яростно напирали немцы на небольшой курган, который высился на нашем правом фланге. Они сумели окружить курган. Смертью храбрых пал весь состав подразделения, отважно защищавший этот рубеж. Но взять его немцы все же не сумели. Им помешал единственный уцелевший боец - комсомолец Геннадий Сысоев. Как мы ни были заняты боем, мы с восхищением следили за смелыми действиями этого юноши. Один он сражался против многочисленных врагов. В результате этого неравного поединка появилась запись в полковом журнале: «...боец Сысоев проявил в этот памятный день большое хладнокровие, способность не теряться при неожиданном появлении врага, показал выдержку и стойкость в трудной обстановке неравного боя». И все.

Что же в действительности произошло на поле сражения?

... У Геннадия Сысоева давно уже были израсходованы все патроны для автомата. Оставались только гранаты. И он ими действовал. Но как! Немцы уже подползли к самому кургану. Вот-вот они схватят его! И вдруг... один, два, пять разрывов. Точно волна, ударившаяся о скалу, обессилев, откатывается обратно, отползали уцелевшие немецкие автоматчики.

Я не помню, сколько раз повторялись эти атаки. Не в этом суть. Но еще тогда, на поле боя, меня поразило другое - выдержка бойца.

Геннадий подпускал врагов так близко, что нам казалось, уж не погиб ли он. Мы нетерпеливо ожидали огня, разрывов. Но все было тихо. И вдруг в одно мгновенье в немцев летели гранаты, заставляя их отойти.

Я спросил у комиссара части, в которой служит Сысоев:

- Откуда же у молодого бойца оказались такое самообладание, присутствие духа, такая выдержка?

- Он смелый, мужественный боец, - ответил мне комиссар.

Но только ли смелость и мужество дали возможность Сысоеву выстоять против численно превосходящего противника?

Конечно, нет. У Сысоева оказалось еще одно качество, на первый взгляд неуловимое, но именно оно в соединении со смелостью и мужеством и помогло ему добиться победы.

Что это за качество?

Чувство времени. Он умел бороться с самим собою, с естественным желанием поскорее метнуть гранату, чтобы тем самым обезопасить себя. Он умел ждать. Он знал: нужно «подкараулить» то единственное мгновенье, когда брошенная граната лучше всего поразит врага. Я назвал бы этот момент «мгновенье мастерства».

Этот момент хорошо известен не только мастерам военного искусства, но и лучшим рабочим заводов, художникам, музыкантам. Токарь или фрезеровщик, например, чувствуют наступление минуты, когда обработка детали закончена, и станок нужно выключать.

- Что ж, - скажут некоторые, - если ощущение времени - личное чувство человека, то им могут обладать не все, а только те, кто имеет эту врожденную способность, призвание?

Нет! Чувство это вырабатывается в каждом человеке, тем более в каждом бойце, по мере освоения оружия.

Сысоев превосходно знал гранату, отлично владел искусством ее метания, и он хорошо «подкарауливал», точно рассчитывал момент, когда выгоднее всего бить ею по немцам.

Так знание своего оружия в сочетании с личной смелостью и чувством времени явились источником стойкости, выдержки и самообладания бойца.

В фильме «Чапаев» есть выразительный кадр: каппелевцы идут в атаку. Идут, как на параде, - церемониальным маршем, во весь рост.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены