Сбывшаяся мечта

Раиса Невструева| опубликовано в номере №583, сентябрь 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Когда я принимаю экзамены у студентов-заочников, мне всегда вспоминается один и тот же день - наш выпускной вечер. Это был первый выпуск школы рабочей молодёжи. Только что окончилась война. Настроение у всех было бодрое, радостное. Впереди нас ожидали мирная жизнь, институты, интересная работа. Мы окружили директора школы Веру Васильевну Троицкую.

- Ну, дети мои, - сказала она, ласково кладя руки на плечи близстоящих, - вот вы и разлетаетесь от меня... Кто куда...

И мы, далеко не дети, люди разных возрастов и профессий, шумевшие вокруг неё, сразу примолкли. Действительно, разве Вера Васильевна не была нам второй матерью? Сколько забот ей было с нами, чтобы никто из нас в году не бросил учёбы, не пропускал уроков, чтобы перед экзаменами нас освобождали от работы! Каждую отметку она пережила вместе с нами.

На выпуске десятого класса Вера Васильевна говорила:

- Дать вам знания, не отрывая вас от работы, - дело очень серьёзное, важное. Вот поэтому я и люблю свою школу.

Все мы - токари, слесари, медсестры, пожарники, портнихи, монтёры - все, кто в тот день выходил из школы в жизнь, слушали Веру Васильевну с чувством глубокой благодарности. А я, работница артели, решила для себя твёрдо: буду учительницей. Обязательно буду такой же, как Вера Васильевна.

Немалых трудов мне стоило окончить Педагогический институт, но мечта моя сбылась.

С глубоким волнением впервые вошла я в школьный класс не как ученица, а как преподавательница математики. Вспомнились мне слова Веры Васильевны о том, что все ученики - это наши дети, и как заботливо и внимательно должны мы их воспитывать.

Прошло немного времени, и Пединститут затребовал меня для работы на кафедре математического анализа. Сейчас, занимаясь с заочниками, приехавшими в институт на сессию, с людьми разных профессий, ставшими студентами, я думаю о том, как лучше, вернее передать им свои знания... Ведь они, студенты, те самые люди, которые и учатся и строят коммунизм в нашей великой стране.

... В эти дни взоры всего человечества были устремлены к Берлину.

Здесь трепетали по ветру флаги всех государств мира. Здесь можно было увидеть молодых людей всех наций, услышать все существующие на земле наречия. Синие рубашки Союза свободной немецкой молодёжи причудливо переплетались с живописными белоснежными бурнусами арабов и тонкой вышивкой украинской свитки, немецкий язык перемежался с певучей речью итальянцев и гортанным говором негров.

На одной из центральных площадей Берлина - Александер-плаце - высится большое многоэтажное здание. На нём гигантские буквы: «Haus der Weltjugend» - «Дом молодёжи мира». Впрочем, об этом можно было бы догадаться и без надписи - для этого достаточно понаблюдать за домом несколько минут.

Площадь перед зданием запружена молодёжью. Жизнь бурлит здесь, как в котле. Сюда прямо с вокзалов и аэродромов направляются вновь прибывшие группы делегатов, отсюда получают они, путёвки на квартиры, талоны в столовую, здесь составляются программы, выпускается на четырёх языках ежедневная газета «Фестиваль», здесь можно получить любую справку, перевести любую речь на любой язык. Это резиденция комитета по проведению фестиваля, штаб боевого праздника молодёжи, мозг и сердце его. Отсюда, как кровь по артериям, растекаются во все концы города указания и распоряжения, сюда поступают все сообщения, сводки, запросы, требования.

В одном из залов висит огромная карта мира, густо исчерченная тонкими линиями. Со всех стран мира сходятся они в одной точке - в Берлине. Это карта приезда делегаций на фестиваль.

Линий много, очень много. Для участия в фестивале прибыло 26 тысяч человек из 105 стран мира и 2 миллиона юношей и девушек со всей Германии. Мир не видел ещё такой грандиозной манифестации!

Художник изобразил на карте пути молодёжи в Берлин в виде прямых, ровных линий. Но на самом деле это было не так. Многие из них - те, что шли из американских и американизированных стран, - как мы знаем, часто обрывались, порой были весьма сложными, извилистыми и отнюдь не гладкими...

Враги мира, взбешённые гигантским ростом движения за мир, пытались помешать фестивалю. В ход был пущен весь арсенал излюбленных империалистами средств: подкуп и запугивания, провокации и террор.

Глупцы! Полицейской дубинкой они рассчитывали одолеть правду. Но правду убить нельзя. Чего добились англо-американские агрессоры? Только того, что народы лишний раз увидели всю подлость и лживость хвалёной «западной демократии», что молодёжь ещё сильнее возненавидела империалистов, ещё больше укрепились дружественные связи между молодыми людьми различных стран, усилилась борьба за мир.

Пусть из Японии сумели пробиться в Берлин всего только пятеро юношей. Но правду о фестивале будут знать миллионы японских юношей и девушек, и от этой правды не поздоровится японским правителям и их американским хозяевам. Индийские власти не выпустили из страны студента, собиравшего подписи под Обращением о заключении Пакта Мира. Но этот юноша велел передать участникам фестиваля, что в ответ на препятствия, чинимые врагами мира, он обязательно соберёт ещё 40 тысяч подписей. Эти подписи он посвящает фестивалю. Правительство де Гаспери запретило итальянской молодёжи поездку на фестиваль. Но в Берлин прибыло из Италии свыше 1 300 человек.

Империалисты натравливают народы друг на друга. Молодым американцам они внушают ненависть к корейцам, французов восстанавливают против вьетнамцев, англичан - против малайцев. Но на фестивале молодые американцы вместе с корейцами, обнявшись, пели песню о мире. Французская делегация горячо аплодировала юношам и девушкам Вьетнама, французы приветствовали вьетнамцев возгласами «Мир Вьетнаму!», а те восклицали в ответ: «Свободу Анри Мартэну!»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены