... А самолеты строят на земле

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1120, январь 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

- А когда становится ясно «как», начинается чистая техника: цифры, расчеты?..

- Чистой техники никогда не бывает. Поиски нового - это чаще всего балансирование между вынужденными компромиссами, такова уж диалектика нашей профессии, хочешь сделать машину прочнее - она становится тяжелее, менее грузоподъемной. Хочешь увеличить скорость - увеличивай мощность двигателей, расход топлива, а это снижает экономическую эффективность самолета. Чтоб найти оптимальное решение, нужно учитывать сразу несколько параметров. Везет, когда компромисс между двумя автоматически улучшает еще три - четыре параметра. Это находка. Ну а если все изменяется в лучшую сторону, тут уж большая удача.

- У вас такое было?

- Да. Хотя бы решение хвостового оперения «Антея». Сколько мы над ним бились, пока наконец нашли...

Однако вне области техники он на компромиссы не соглашается. И все - таки я, кажется, поймал его на том, что когда - то он и сам пошел на компромисс. Я задал дежурный вопрос:

- Если бы можно было вернуть юность и те 18 лет, какую бы профессию вы избрали на этот раз?

Был уверен, Антонов скажет: авиаконструктора. В конце концов, несмотря на все трудности, порой горе, она принесла ему немало и радостных, счастливых минут. А он, помолчав, ответил:

- Стал бы летчиком. Я всегда хотел летать. И планеры - то начал строить, чтоб летать. Иного пути в небо тогда у меня не было. А потом как - то так и стал авиаконструктором. Всю жизнь строил, строил... Правда, летал и сам. На всех своих машинах. Недавно, выпросив разрешение у министра, слетал вторым пилотом на «Антее». Нам,

конструкторам, это необходимо: ни один испытатель, самый подробный отчет, запись прибора не расскажут о самолете того, что почувствуешь сам, взяв в руки штурвал. Но я полетел еще и потому, что просто хотел полетать. Небо - это прекрасно. Начни все сначала, я стал бы пилотом.

Вот тут мне на мгновение и показалось, что однажды обстоятельства и его заставили идти на компромисс, и в жертву он принес мечту юности.

Компромисс? Но какой! Все это показалось только на мгновение.

В партию он вступил в сорок пятом. Одну из рекомендаций дал авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев, в КБ которого Антонов тогда работал. Они знали друг друга по Коктебелю, по первым своим планерам, по работе в годы войны.

Вскоре в жизни Антонова начался новый этап - он возглавил собственное КБ, которое еще предстояло создать. И сейчас, оглядываясь на минувшие годы, он с чистой совестью может сказать, что оправдал доверие тех, кто в сорок пятом принял его в свои ряды. Лауреат Ленинской и Государственной премий. Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР, доктор технических наук не просто официальное звание. Это признание его заслуг, своеобразный итог его труда, его личного вклада в развитие авиации.

Пятьдесят лет назад «Смена» опубликовала чертежи восемнадцатилетнего паренька, мечтавшего о небе. Есть известная доля случайности в том, что на страницы журнала попали именно его чертежи, а не других таких же мечтателей. Не случайно только, что он стал большим авиаконструктором. Он умел хотеть. И доведись ему стать пилотом, он наверняка стал бы знаменитым летчиком, хотя, пожалуй, тогда говорил бы, что напрасно не выбрал профессию конструктора.

Таков человек.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены