Самое памятное

опубликовано в номере №796, июль 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

На заседание «Клуба знаменитых капитанов» мы пригласили сегодня трех капитанов.

Рекордсменка мира Нина Откаленко - победительница многих крупнейших состязаний. Она, в частности, установила своеобразный рекорд, выйдя пять раз победительницей кросса на приз газеты «Юма - ните». В этих соревнованиях Откаленко уже многие годы является капитаном женской сборной команды страны. Фехтовальщик Яков Рыльский - капитан команды советских эспадронистов. Он единственный из наших эспадронистов, кто сумел завоевать почетный титул чемпиона мира. Ну, а о футболисте Никите Симоняне, несомненно, знает каждый любитель спорта. Это он многие годы был центральным нападающим сборной команды СССР. Во время чемпионата мире 1958 года, который проходил в Швеции, Симонян являлся капитаном нашей сборной.

Сейчас Откаленко и Рыльский продолжают выступать в соревнованиях, а Симонян, закончив свой спортивный путь, перешел на тренерскую работу.

О чем же расскажут участники сегодняшнего заседания «Клуба знаменитых капитанов»? О том, что оставило в их жизни самый заметный след, о самых памятных событиях своей спортивной биографии...

Как я стал чемпионом

Яков Рыльский

Конечно, для меня самым памятным событием в жизни стала победа в чемпионате мира 1958 года.

Сначала мы выступали в командных соревнованиях. Два дня выходили на дорожку, чтобы помериться силами с сильнейшими зарубежными мастерами. Это был своего рода марафон. Победителями в нем, как всегда, вышли венгры. Мы завоевали серебряные медали.

Затем начались личные состязания. Финалисты - это я и мой друг Давид Тышлер, три польских эспадрониста: Е. Павловский, Э. Охыра, Е. Твардокенс, - француз Б. Лефевр, итальянец

В. Каларезе и американец Р. Блюм. Легче всего полякам: их трое.

За несколько минут до начала финала мы с Давидом вышли из зала подышать свежим воздухом. Мы знали, что нам первым предстоит скрестить сабли. И вдруг Тышлер, как подкошенный, валится на траву. Свело ногу. Да, командные встречи и выход в финал дались ему нелегко. Я изо всех сил старался размять его твердые, как камень, мышцы. Ведь впереди у каждого из нас было минимум по семь боев. Причем самых трудных, самых ответственных!

У Тышлера я выиграл сравнительно легко. Следующий бой у меня с Охырой. Охыра - молодой, высокий, резкий и злой боец. Он все время опускает руку книзу, надеясь в ответ на мой шаг вперед нанести удар в темп по руке. Атаковать его очень опасно. И все - таки я решил наступать. Бой разыгрался, как по нотам. Я делал ложное движение вперед. Охыра бил в темп, но всякий раз мне удавалось перехватить удар и нанести ему ответный. Охыра был настолько растерян, что даже не мог сообразить, что происходит. Когда же он наконец обнаружил, что избранный им тактический вариант обернулся против него самого, было уже поздно.

Сравнительно легкая победа над Охырой лишила меня необходимой бдительности. Двум другим польским фехтовальщикам я проиграл. Особенно упорным был поединок с Павловским. У него прекрасно работают ноги. Он стремительно разрывает дистанцию, идет в повторные атаки, может неожиданно броситься вперед «стрелой». Короче говоря, с ним надо держать ухо востро. Счет поначалу был 4:0 в пользу Павловского. Мне удалось отквитать один укол, второй, третий. Наконец, 4:41 Но на большее меня не хватило. Обидно проигрывать при счете 4: 41 Зато теперь я по - настоящему разозлился.

Перед моим последним боем положение было таково: лидировал Тышлер; у меня, Павловского, Лефевра и Твардокенса было одинаковое количество побед. Но у меня оставался еще один бой - с итальянцем Каларезе. Он решал все... Если я проигрывал, то делил места со второго по пятое, если побеждал, то набирал одинаковое количество побед с Тышлером и между нами назначался дополнительный бой для определения победителя.

Я и Каларезе на дорожке. Каларезе - невысокий, полный и очень подвижный. Каждая его атака сопровождается истерическим криком. На слабонервного это может подействовать. Но я хорошо знаю Каларезе и спокоен. Уверенно, удар за ударом, я приближаюсь к победе. Счет 4: 0 в мою пользу. И вот тут - то я совершаю непростительную ошибку. Я решаю не рисковать, потянуть время. Я ушел в защиту. Каларезе начал атаковать. Он захватил инициативу в свои руки, а я тем временем потерял уверенность и растерялся. Каларезе нанес мне один удар, второй... В этот момент я увидел Давида. Он стоял у края дорожки и, отчаянно жестикулируя, показывал мне рукой: «Вперед! Вперед!» Моя атака... И Каларезе уходит с дорожки побежденным.

И вот мы двое, товарищи по команде, боремся за звание чемпиона мира. Кто из нас станет им, выяснится очень скоро, через пять минут. Еще один бой... Правда, для того, чтобы встретиться в этом поединке, нам пришлось провести таких боев не один и не два. Их было, может быть, сотни, тысячи... Теперь оставалось провести последний.

Мы отлично знаем друг друга. Давид дерется в венгерской манере. Он медленно, как бы с ленцой передвигается по дорожке. Его любимая атака - ложная, с несколькими мелкими, быстрыми финтами. Он идет, идет... и противника неудержимо тянет нанести удар в темп навстречу. Именно этого и ждет Тышлер. Защита. Молниеносный ответ... Да, с Тышлером очень трудно фехтовать. Но я знал одно его слабое место. В таких затянутых атаках Давид очень часто слишком опасно поднимает вверх кисть, и его можно на отходе ударить снизу по руке.

Я до сих пор не уверен в правоте первого нанесенного ему укола. Я сделал очень длинный выпад и глубокое движение по правому боку. Если удар и состоялся, то очень легкий, едва заметный. Так или иначе, судьи присудили его. Это вывело Давида из равновесия. Он стал бросаться в те самые неосмотрительные атаки, которые были выгодны только мне. Он проиграл. Проиграл со счетом 2: 5.

Так я стал чемпионом мира.

Радости и неудачи

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены