Самодельщики

Василий Захаренко| опубликовано в номере №1456, январь 1988
  • В закладки
  • Вставить в блог

Кудрячков блестяще справился с труднейшей задачей, используя гидравлику и цепи Галля, заключенные в масляные кожуха, ведь вся система должна быть герметичной.

— На создание «Тритона», — рассказывает изобретатель, — потребовалось почти пять лет. Использовал агрегаты «Запорожца», «Жигулей». Двигатель от «Волги», водомет собственной конструкции. Главным помощником была моя жена.

С Владимиром Мироновым мы познакомились на стадионе, где шел показ самодельных автомобилей.

Владимир шел по футбольному полю и на тонкой рыболовной леске вел за собой автомобиль, словно собаку на поводке. За рулем никого не было. Миронов побежал — машина не отставала. Он остановился — замерла и машина. Никакого чуда здесь нет. Просто на автомобиле установлен автоматический регулятор передач конструкции Миронова: без коробки, без сцепления, без дифференциала. Он лишь с помощью тоненькой лески управляет акселератором автомобиля — все остальное происходит само собой. В зависимости от оборотов двигателя самостоятельно переключается передача, меняется скорость автомобиля.

— Я не автомобилист, — рассказывал позже Миронов. — Как инженер работаю в другой отрасли. Но строил автомобиль по-своему. Вот и изобрел для автомобиля автоматический центробежный регулятор клиноременной передачи. Даже авторское свидетельство получил. И, представьте себе, регулятор оказался исключительно удачным и дешевым, в двадцать раз дешевле существующих.

— Смотрите, — продолжает Владимир, — в моем автомобиле нет педали сцепления, нет рукоятки для переключения скоростей, нет дифференциала. В машине будущего должно быть только два элемента управления: рулевая баранка и педаль газа-тормоза. (Она может работать так: жмешь совмещенную педаль — сбрасываешь газ, тормозишь: отпускаешь ее — обороты двигателя растут, скорость увеличивается.) Да еще рукоятка для переключения на задний ход. А у сегодняшних машин заводского изготовления в два раза больше точек управления, чем в моей машине.

— Что же говорят о вашей передаче специалисты?

— Я показывал автомобиль научным сотрудникам НАМИ. Вначале они сказали, что ими научно доказано: такая передача на автомобиле работать вообще не может. Когда же я сказал, что мой автомобиль уже прошел свыше 130 тысяч километров без сучка и задоринки, без замены ремней, они заявили: «Ваша передача практического и промышленного значения иметь не будет». После обсуждения моего автомобиля в телевизионной передаче «Это вы можете», я получил сотни писем: как это поразительно просто! Пришлите чертежи! Когда появятся такие автомобили? Где их начнут выпускать? — писали автолюбители, и не только они. Были письма и с автозаводов. Ведь преимущества в простоте и дешевизне. Однако по существующему в Министерстве автомобильной промышленности положению, ни один автозавод не может официально экспериментировать без санкции НАМИ. Впрочем, чего ждать от института, в котором защищены научные диссертации как раз на доказательстве невозможности использования в автомобиле подобных вариантов.

— Работаю сейчас над новой, более интересной конструкцией, — грустно замечает Миронов.

— Ну, а что же с первым вариантом?

— Им заинтересовалось общественное конструкторское бюро Волжского автозавода. Обещали построить на моей передаче несколько опытных образцов «Жигулей». Вот пошел третий год, а машин пока нет. Что с них спросить, общественники...

Так очередное перспективное изобретение автоумельца оказалось ненужным. А Миронов продолжает ездить на своем чудо-автомобиле по разным инстанциям, убеждая безразличных и непробиваемых начальников в очевидных преимуществах своего изобретения. И что главное, конструкция нужна инвалидам — она облегчит им жизнь!

Неужели для решения этого технического вопроса нужны какие-то особые постановления? Почему министерства, ведомства и сегодня не спешат признать, поддержать талантливых самодельщиков, которых в нашей стране не так уж и мало?

Вспомним, как Геннадий Хаинов и Дмитрий Парфенов, самодельщики из Ленинграда, защищали свою конструкцию от нападок представителей крупнейшего в стране научно-исследовательского института — НАМИ. И все-таки этим ленинградским мастерам-умельцам выделили специальную лабораторию. Ребята доверие оправдали. Они сконструировали и построили исключительно оригинальной формы автомобиль, который действительно можно назвать автомашиной двухтысячного года. Сейчас он проходит испытания на полигоне и патентование.

В последнее время много говорят о том, что науку и технику двигают коллективы. Но все же, согласимся, роль личности в изобретательстве, в открытии нового чрезвычайно велика.

Что там говорить, крупнейшие изобретения, первые шаги в той или иной области были и есть уделом талантливых, а порой гениальных одиночек.

Творческие коллективы любого института, как правило, работают по магистральным направлениям, в основе которых лежат открытия, гипотезы, диссертации одного-двух ученых. Именно они, талантливые единицы, дают необходимый толчок плодотворной деятельности порой весьма многочисленного коллектива.

Оба начала прочно взаимосвязаны, практически неразрывны.

Изобретательский талант, как и любой другой, дан природой далеко не каждому. Найти себя нелегко. Иногда обстоятельства уводят талантливого человека в сторону от того, что ему предначертано судьбой. Но потребность в изобретательстве не покидает способного человека, и он продолжает творить, становится конструктором-любителем.

По качествам и достоинствам новаторские конструкции любителей во многих случаях превосходят промышленные. А им приходится преодолевать исключительные трудности. Они работают и за конструкторское бюро завода, и за опытный цех, и за испытателя, «ставящего на крыло» свою конструкцию.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Давайте посоветуемся

Комментарий заведующего Отделом пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ Владислава Фронина