Самбо

Георгий Айдинов| опубликовано в номере №598, апрель 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Новой борьбой стали увлекаться школьники и студенты, рабочие и колхозники. Во время Великой Отечественной войны советские воины, овладевшие приёмами самбо, оказывались непобедимыми в рукопашных схватках с врагом.

Помните, как легко справился с тремя фашистами Евгений Чумаков? Немца, который первым бросился на него, Чумаков сбил подножкой н оглушил ударом ноги. Второго вражеского солдата он так перебросил через себя, что тот со всего маху стукнулся об пол головой и потерял сознание. Последнего вояку старшина с помощью своего излюбленного приёма заставил не двигаться до тех пор, пока не подоспела помощь.

Заслуженный мастер спорта Иван Васильев прославился умением доставать вражеских «языков». Не раз в боевых схватках помогала самбо на фронте и двукратному чемпиону СССР Виктору Данилину, мастерам спорта Константину Хованскому, Виктору Иванову и многим другим спортсменам-воинам.

Но вернёмся к Евгению Чумакову. В 1943 году он получил второе, очень тяжёлое ранение. Осколки перебили артерию и локтевой нерв. Когда Чумакова выписали из госпиталя, то, несмотря на его просьбы, ему не разрешили ехать на фронт: на правой руке пальцы едва двигались. Однако унывать коммунист Евгений Чумаков не собирался.

- Если у меня плохо действует рука, это ещё не значит, что я не могу учить других науке побеждать в рукопашной схватке, - сказал он на комиссии, где решалась его судьба.

И вот в запасном полку стараниями Чумакова были созданы спортивные секции рукопашного боя, бокса и борьбы самбо. Он учил других, но ещё больше учился сам. Да, учился, потому что пальцы оживали очень медленно и приходилось заново осваивать даже самые примитивные двигательные навыки. Только ложась спать, расставался Евгений с чёрным резиновым мячиком. Литую, округлую поверхность его пальцы вначале едва вминали. Но со временем упругая резина становилась всё более податливой. Каких только упражнений не придумывал Чумаков для своей всё ещё недостаточно послушной руки! Наконец он почти добился своего - почти потому, что два пальца, мизинец и безымянный, так и остались безжизненными...

- Ну, что ж, давай попробуем, на что ты способен, - сказал Чумакову Анатолий Аркадьевич после радостных восклицаний и взаимных вопросов, неизбежных после долгой разлуки. Из писем Харлампнев знал о несчастье Евгения, но сделал вид, что забыл об этом.

- Молчок, друзья, - предупредил он своих учеников, когда Чумаков пошёл переодеваться. - Надо, чтобы Женя снова обрёл уверенность в своих силах.

Тихо было в зале «Динамо, когда учитель и ученик перед началом схватки обменивались посредине ковра традиционным рукопожатием.

Сначала Харлампиев явно щадил «противника», но потом увлёкся, попробовал один приём, другой. Однако Чумаков был неуязвим, а потом...

- Что ж ты, брат, скромничал-то? - со смешанным чувством удивления и радости проговорил Анатолий Аркадьевич по окончании схватки. - А?

Евгений признался, что он уже больше года усиленно тренировался.

- Вот только пришлось переучиваться немного, - сказал он. - Вместо рывка правой рукой, как прежде, перешёл на толчковое движение...

- Могу подтвердить, что «хрен редьки не слаще»! - под общий смех пошутил Анатолий Аркадьевич. - Толчки у тебя получаются такие, что и прежний Чумаков позавидовал бы! - Харлампиев взял Евгения за плечи и крепко встряхнул его, как бы желая убедиться, не ошибся ли он...

В 1947 году Евгений Чумаков вновь стал чемпионом страны. Ему присвоили звание заслуженного мастера спорта. Это большое событие в своей жизни он ознаменовал тем, что снова, в четвёртый раз, выиграл алую майку с золотым гербом Советского Союза.

По окончании института физкультуры Евгения Чумакова оставили в аспирантуре. Как и его тренер и старшин друг Анатолий Аркадьевич Харлампиев, он прилагает все силы к тому, чтобы любимый вид спорта стал достоянием возможно большего числа советских людей. Вот почему кандидатская диссертация, которую скоро будет защищать Евгений Михайлович Чумаков, носит название «Методы обучения приёмам борьбы самбо».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены