С ружьем по снегу

Н Крыленко| опубликовано в номере №91-92, декабрь 1927
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мы хотим поделиться с читателями соображениями о той отрасли спорта, которая, к сожалению до сих пор еще недостаточно распространена у нас и получает зимой исключительную прелесть. Мы говорим о зимней охоте и связанных с нею переживаниях и ощущениях.

Крестьянская и рабочая молодежь может и должна уделить охоте соответствующее внимание.

Чем привлекательна зимняя охота? Прежде всего, тем, что она лишена всех неприятных сторон весенней и летней охоты - болот, воды, грязи.

Это не весенняя охота, протекающая главным образом ночью, сопряженная с необходимостью идти в лес в 12 часов или в час пополуночи, как в охоте на глухарином или тетеревином току; это не вальдшнепиная тяга, продолжающаяся каких - нибудь 30 - 40 минут после захода солнца; это, наконец, не утиная охота, требующая от вас ночевки на озере, - это хорошее, бодрящее времяпрепровождение, не угрожающее никакими заболеваниями, никакой простудой и в то же время дающее хорошую, здоровую физическую усталость и хороший заряд физической свежести и бодрости на следующий рабочий день. Зимняя охота, затем, всегда коллегиальна. Даже заячья охота, являющаяся преимущественно зимней охотой, даже тогда, когда вы идете на нее без собак - «тропить русака» - всегда производится компанией. А охота с гончими - основная форма охоты - всегда требует, по меньшей мере, 2 - 3 стрелков. Охота в одиночку гораздо менее производительна и удобна.

Между тем, тот, кто знает, что, значит бродить по лесу, покрытому свежим снежным покровом, прислушиваться к то приближающемуся, то удаляющемуся «гону», ловить зверя на перекрестках, тропиках и полянах, тот, кто знает, какую массу ощущений вы успеваете переживать за это время, забывая обо всех своих заботах, - тот поймет и согласится с на и, что правильно организованная зимняя охота должна занять у нашей молодежи соответствующее место.

У Владимира Ильича в одном из его произведений есть описание зимней охоты на лисиц, с флажками. Он очень любил эту охоту, она нравилась ему, как чрезвычайно своеобразное соревнование методов ума человека, с одной стороны, хитрости и чрезвычайной осторожности зверя - с другой. Сущность такой охоты заключается в том, что оцепленный на известном протяжении маленькими красными флажками зверь, боясь из осторожности перейти через флажки, ищет выхода из оцепленного круга и невольно подходит как раз к тому месту, где стоит, спрятавшись за деревьями, охотник.

Здесь все прекрасно: и сверкающий перед глазами снег, и темная зелень молодых елей и сосенок, и чуткая настороженность зверя, и напряженность нервов с затаенным дыханием следящего за зверем охотника. Между тем, эта охота также требует участия определенного коллектива и обыкновенно протекает при наличии не менее 2 - 3 стрелков. Что касается самих флажков, то у всякого более или менее систематически занимающегося охотой деревенского охотника они есть. Правда, не всякий сумеет затянуть зверя в эти флажки, но это вопрос техники и сноровки в распознавании следов и осторожности самого охотника.

Наконец, есть зимой и иная охота, доступная действительно уж лишь немногим - охота на крупного зверя, на нелюдимого старожила наших лесов - медведя. В северных губерниях в этой охоте принимают участие исключительно крестьяне. Охота эта производится или всем селом, если она производится «облавой», или в одиночку, если охота производится «на берлогу».

При нынешнем хорошем охотничьем оружии, мы не говорим, конечно, о шомполах, эта охота не представляет, по существу, никакой опасности. Она дает, однако, чрезвычайно много, ибо тренирует вас всего - ваше хладнокровие, вашу волю, вашу выдержку, вашу осторожность и бдительность. Стоите ли вы на номере тогда, когда зверя на вас гонят «облавой», идете ли вы «один на один» «на берлогу», - в обоих случаях неудачу можно объяснить только оплошностью самого стрелка.

Улучить момент, когда зверь покажет из берлоги свою огромную, лобастую голову, или когда он выскочит из берлоги и начнет уходить от вас сквозь кусты и сосны, или, наконец, когда, вставши на задние лапы, отбивается от наседающих на него собак, и послать ему пулю именно в голову, чтобы он немедленно рухнул на месте - это требует достаточной выдержки.

Неверный выстрел приводит к тому, что зверь обыкновенно уходит, даже сильно раненый.

Эта охота, происходящая обыкновенно в глубокую зиму, при чем для того, чтобы добраться до берлоги, приходится пройти на лыжах иногда добрый десяток верст, хороша тем, что она совмещает в себе сразу все то, что дает зимняя охота в целом. Прямая опасность при ней, как я уже сказал выше, почти исключена.

В то же время видеть перед собой распростертую «тушу» пудов этак на 10 - 12 после того, как медведь еще минуту тому назад был тут, рядом с вами, в 10, а иной раз в 4 или 6 шагах (мне редко приходилось стрелять в зверя с расстояния больше, чем 10 - 12 шагов) - это ли не высшее удовольствие, не триумф ли в награду за тяжелый путь, усталость, хлопоты, напряженность нервов и даже риск.

С начавшимся зимним сезоном от души желаем всем нашим молодым охотникам наибольшей удачи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены