С мандатом депутата

Роза Тамаркина| опубликовано в номере №491, ноябрь 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Первые шаги

Осенью 1939 года я возвращалась в Москву из большой гастрольной поездки по СССР. На вокзале меня встретили друзья. Среди новостей и шуток я услышала:

- Роза, будем выбирать тебя в Московский Совет! В серьёзность этих слов я было не поверила. Однако это была правда - на другой день мне сообщили, что коллектив Московской консерватории, в которой я училась тогда на четвёртом курсе, выдвинул мою кандидатуру в депутаты Московского Совета.

Трудно передать, какие чувства породило во мне это известие, я была ошеломлена.

По - новому, как бы со стороны, строго взглянула я на своё прошлое: что смогу сказать я своим избирателям, оказавшим мне такое доверие и высокую честь?

В те дни мне было всего девятнадцать лет. Вся моя жизнь с детства протекала в стенах музыкальных учебных заведений, а весь опыт общественной работы ограничивался кругом пионерских дел. Школьницей - пионеркой я увлекалась работой в редколлегии стенной газеты, а впоследствии руке водила пионерским отрядом в Центральной детской музыкальной школе при консерватории.

В 1936 году, за три года до выборов в Московский Совет, я выступала на конкурсе музыкантов - исполнителей в честь X съезда ВЛКСМ и заняла первое место, тогда же меня приняли в комсомол. Через год в числе других советских музыкантов я участвовала в третьем Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, где мне присудили вторую премию. В апреле 1937 года Михаил Иванович Калинин вручил мне в Кремле орден «Знак Почёта».

В Краснопресненский избирательный округ № 684, где баллотировалась моя кандидатура, входили: комбинат Трёхгорной мануфактуры имени Дзержинского, Всесоюзная правовая академия, Центральный институт гематологии и переливания крови и много других учреждений.

Первая встреча с избирателями происходила в общежитии рабочих Трёхгорки. Я страшно волновалась, когда рассказывала старым и молодым избирателям о своей жизни и учёбе. Постепенно в беседах с этими радушными и приветливыми людьми во мне росло и укреплялось сознание большой серьёзности доверенного мне нового дела.

Нам вручили депутатские мандаты. В них были заключены ответственные полномочия решать все вопросы, связанные с жизнью Москвы. На первую сессию Московского Совета, происходившую в театре имени Станиславского, собралось более тысячи депутатов. Меня не удивило, что почти половина из них были женщины, хотя я знала, что раньше их никогда не было в составе городских дум.

Слушая доклады, я вникала в суть предстоящих дел, которыми надлежало заняться депутатам. Мне хотелось поскорее определить круг своих обязанностей. Две девушки - депутатки, с которыми я познакомилась на сессии, посоветовали мне проконсультироваться у секретаря Московского Совета.

В обычный рабочий день я пришла в Московский Совет. Секретарь Моссовета радушно встретил меня и подробно познакомил с правами и обязанностями депутата. Там я узнала о работе двенадцати комиссий Московского Совета и, естественно, избрала самую близкую мне - комиссию культуры, которая занималась вопросами искусства, науки, литературы и спорта. Напутствовали меня советом: - Почаще заглядывайте к своим избирателям! Вам надо быть хорошо осведомлённой в их повседневных делах, запросах, нуждах. Воспользовавшись первым свободным днём, я решила познакомиться с работой Института переливания крови. Чёткая организация труда и образцовый порядок произвели на меня отрадное впечатление. В общежитиях института, где жили медицинские работники, некоторые квартиры требовали ремонта. Пришлось обратиться за содействием в райсовет.

Вскоре меня пригласили в комиссию культуры Московского Совета. Её работу возглавляет Герой Советского Союза А. В. Ляпидевский. Депутатский актив наметил и обсудил план работы этой комиссии. На очереди стояли проверка подготовки московских театров к зимнему сезону и обслуживание москвичей в дни ноябрьских празднеств. Мне предстояло заняться Театром миниатюр. Забота о зрителе впервые заставила меня спуститься в котельное помещение, проверить отопительную систему старого и мало уютного помещения, входить в детали ремонта мебели, интересоваться буквально всеми организационными вопросами. Из театра я шла в Моссовет, делилась с руководителями своими впечатлениями и, заручившись советом и поддержкой, мало - помалу преодолевала понятную робость на новом для меня поприще. Это были мои первые шаги. Тем временем учение в консерватории приближалось к концу. Выпускные экзамены я сдавала экстерном и мечтала об аспирантуре. Приходилось много читать и ещё больше уделять времени фортепианной игре. Но даже и в стенах консерватории ко мне обращались мои избиратели, как к депутату за разрешением насущных нужд.

В дни войны

Все интересы жителей столицы с первых дней войны были целиком подчинены фронту. Перестроилась полностью и работа Московского Совета. Москвичи уходили на фронт, женщины и дети эвакуировались в глубь страны. Москва готовилась к обороне. На вооружение встали и все виды искусства.

В эти дни особую силу приобрело художественное слово. Как депутат Московского Совета, я следила за работой кинотеатров. Обычно перед сеансами читались лекции, доклады, устраивались эстрадные выступления. Здесь нужна была особая зоркость. Военная обстановка предъявляла повышенные требования и к исполнению и к содержанию эстрадных номеров. Мы жестоко изгоняли со сцены всяческую халтуру. Много времени пришлось уделять тогда обслуживанию зрителей в большом кинотеатре «Родина».

Вместе с депутатом Московского Совета архитектором Колли мы занимались продвижением затянувшегося ремонта Центрального кинотеатра. Под моим постоянным наблюдением были также четыре библиотеки; они уже начинали обслуживать раненых в госпиталях.

Позже моя концертная деятельность военного времени продолжалась в Свердловске.

... Наступил 1943 военный год. Много пришлось тогда поработать депутатам городского и районных советов Москвы над возрождением хозяйства столицы, запущенного в первые годы войны.

Большая группа депутатов активно взялась за проверку подготовки домов к отопительному сезону. Здесь требовались специальные знания, и поэтому мы проходили соответствующий инструктаж по устройству котлов, электромоторов и всей разнородной московской отопительной системы. Всякий раз, когда нам удавалось добиться хороших результатов, я испытывала чувство большой радости и удовлетворения.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены