С кинокамерой за моржами

Ар Левитан| опубликовано в номере №255, март 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

Настал долгожданный час, и мы с оператором Солодковым грузимся на нарты: аппараты, оптика, запас пленки, штатив, рюкзак с провизией на сутки и дробовик для развлечения.

За нами приехали Телерультна и Анкат - два охотника с вельбота, на котором мы поедем на охоту.

Они нас торопят, очень торопят. Идет плавучий лад, на котором плывут моржи, - их нельзя упустить. Ведь летний сезон охоты так короток по сравнению с бесконечной полярной зимой, которая надолго скует ледяными оковами океан.

Чукчам нужны моржовые шкуры для покрытия жилищ, мясо и жир для собственного пропитания и корма собак и клыки, которые они сдадут в кооперацию в обмен на плиточный чай, муку, табак и красивые цветастые ситцы, из которых женщины шьют камлейки.

Вещи упакованы, и собаки лихо скатывают нас на непрочный, уже весенний лад Берингова пролива, изборожденный широкими трещинами с проступающей между ними водой.

Припой льда еще широк, километра полтора, и до вельбота нужно ехать по льду на нартах.

... Вмиг перегружена аппаратура на вельбот, затрещал подвесной руль - мотор «архимедус», и мы тихим ходом начали пробираться из крошева рыхлого льда, отталкиваясь от более солидных льдин веслами. Сейчас ночь такая, какая может быть у полярного круга в мае, когда солнце круглые сутки колесит вокруг всего горизонта и заходит лишь на несколько минут за море, оставляя багровое зарево, окрашивающее отблесками свинцовую воду. Мы уже выбрались из прибрежного льда и идем полным ходом в открытое море мимо плавучих айсбергов самых разнообразных форм.

С шумом и плеском вылетают из - под самого носа вельбота топорки, волоча по воде тяжелое туловище. Перелетают дорогу стайки уток, с гортанным криком носятся черные гагары. Полярное лето началось.

Старший на нашем вельботе - лукавый, подстриженный в кружок чукча Келеуче обводит горизонт неизвестно как попавшей к нему старинной подзорной трубой и опытным, быстрым взглядом окидывает заряженный винчестер, приготовленный гарпун и напряженные фигуры охотников. Мудрый Келеуче - старый охотник. Он хорошо знает все повадки моржей и приспособился к ним, но кино - семенные аппараты вносят, очевидно, какой - то элемент беспокойства в охоту. Келеуче боится, не уйдет ли морж при виде аппарата. На всякий случай он попросил нас одеть на «машинки» чехол из белого ситца, чтобы аппарат был похож на кусок льда. Русские на вельботе на моржовой охоте - невиданное дело, и Келеуче беспокоится: а вдруг из - за них не будет удачи? И, действительно, обстоятельства складываются пока неудачно.

Только раз круглая, коротконосая голова нерпы (тюленя) вынырнула из - под воды и с любопытством повернулась в нашу сторону.

Анкат быстро вскинул к плечу винчестер, но повелительный окрик Келеуче: «кармэм» (нельзя) - заставил его отказаться от выстрела.

Сегодня они должны убить мною «рыркат» (моржей), а поэтому нельзя тратить время и патроны на мелкого зверя.

Если сегодня не будет моржей, значит, председатель нацсовета обманывал Келеуче, когда говорил ему, что моржи не разбираются в национальности охотников и не испугаются русских. Значит, прав был шаман Таюге, когда обиняками и намеками говорил Келеуче, что он навлечет на себя гнев духа моржа, если возьмет на охоту кинооператоров.

Долго смотрит Келеуче в трубу.

Лицо его делается напряженным, и он быстро выключает мотор.

- Рыкрат! - свистящим шепотом говорит он, показывая в сторону причудливо нагроможденных ледяных осколков.

Быстро разбирают охотники короткие весла и гребут, стараясь не производить шума.

Тихо - тихо подплываем мы к льдинам.

Ши - ш - ш. - шумит стекающая струями вода, когда один бок вельбота приподымается над водой.

Ляскнули железом винчестеры.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены