Много тысяч миль я много тысяч часов проплавал на воде и под водой тов. Холостяков. Был штурманом, минером, старпомом, командиром подлодки, командиром подразделения лодок. Начиная с 1925 года он не пропустил ни одной летней кампании. Он спускался на дно Балтийского моря и Тихого океана.
... Это было давно, когда Холостяков еще плавал штурманом. Однажды лодка попала в туман.
– Стать на якорь!
– Есть стать на якорь!
– Подождем, пока разойдется туман, – сказал командир.
Ждали долго, но туман не расходился.
– Штурман, курс!
Определение курса в тумане – ответственная вещь. Ошибись немного – и всадишь корабль в скалы.
Холостяков дал курс 105. Лодка пошла. Через некоторое время Холостяков смотрит: идут курсом 90.
– Почему идем этим курсом? – спросил Холостяков.
– Флагманский штурман приказал. – На мель идем, товарищ командир.
– Молоды еще учить флагманского штурмана, – ответили Холостякову.
А он и в самом деле был молод: плавал первый год. Однако был твердо уверен в себе.
– Прикажите идти курсом 105, – настаивал он.
Его не слушали. Тогда, спустившись в свою крохотную каюту, он записал в навигационный журнал: «По приказанию командира, идем курсам 90, прямо на мель. Нужно идти курсом 105».
Решительность Холостякова произвела впечатление. Командир приказал остановить лодку. Когда туман разошелся, определили: истинный курс – 105. По курсу 90 впереди лежала мель. Твердость и уверенность Холостякова спасли корабль.
Когда Холостяков был помощником командира, на лодке произошел такой случай.
Молодой минер готовил торпеды. Эти стальные сигары сами по себе являются небольшими подводными лодками. У них свой механизм, движущий их, свои рули, держащие торпеду на заданной глубине, на которой она подкрадывается к кораблю.
Холостяков присутствовал при подготовке торпед. Когда осталась последняя зарядка, его кто-то позвал:
– Товарищ командир, компас Сперри что-то балует.
В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.