Рядом и впереди

Евгений Борзых| опубликовано в номере №1253, август 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Верить в мгновенное исцеление «трудных» опасно. Выпрямление исковерканных судеб – нелегкая работа. Она требует терпения. Но так же опасно для судьбы самого юного человека оставлять без внимания его, казалось бы, незначительные проступки. Маленькая рана может привести к заражению крови, опасному для жизни. А мы часто закрываем глаза – что греха таить – на его мелкие сделки с совестью. Ни за что ни про что ударил товарища? Ничего, сами разберутся! В шестнадцать лет попал в вытрезвитель? Ну, да это же в первый раз! Не желает учиться, увиливает от работы? Не страшно, вырастет – поймет, что к чему!

Оставлять без внимания подобные случаи нельзя. Иначе подросток начинает думать, что ему все дозволено, все прощается, а тогда уже и до встречи с Уголовным кодексом недалеко.

Да, 15 – 16 лет – возраст сложный. И ему, безусловно, нужен «глаз». Но какой? Строгий, но заботливый; заинтересованный, тактичный, но вовсе не подозрительный, умеющий только «держать в ежовых рукавицах». Ребятам нужен человек, который способен помочь советом, научить делом.

И тут мне хотелось бы рассказать десятилетней давности историю одного человека, которая произошла, можно сказать, на глазах всей районной комсомольской организации. Тогда нам здорово пришлось повозиться с одним подростком. Родители с ним совладать не могли, учителя говорили, что ему место не в школе, а в исправительно-трудовой колонии. Ничего, правда, уголовного он не совершал, но грубил, хулиганил на улице, дрался, и милиция вынужденабыла взять его на учет. И тогда комсомольцы решили приобщить парня к работе юношеского оперативного отряда. Долго и терпеливо возился с ним Саша Юшин, и когда парень стал постепенно исправляться, доверили ему должность начальника штаба отряда. Прошло несколько лет, он стал работать слесарем на заводе, поступил в авиационно-технологический институт, но общественную работу не бросил. Сейчас Анатолий Данченков – командир районного комсомольского оперативного отряда, член райкома комсомола.

Недавно после заседания бюро райкома, где обсуждался вопрос о работе этого отряда, мы остались с Анатолием вдвоем, и я спросил его, как он сейчас оценивает то время, когда сам ходил в «трудных». «Стыдно вспоминать те годы, – ответил он, – которые могли бы, наверное, поломать всю мою судьбу, не окажись на моем пути хороших людей. То, к чему мы тогда с ребятами стремились – бездумная независимая жизнь, блатной жаргон, романтика темных подъездов, – теперь вызывает во мне отвращение и стремление удержать других ребят от такой жизни». И Анатолий поделился со мной беспокойством за судьбу одного паренька. Зовут его Виктор, фамилию не буду приводить, потому что, кажется, в поведении его наметились кое-какие положительные сдвиги. Судьба его тоже складывалась непросто: парень после седьмого класса не хотел учиться, бросил школу, на улице ввязывался в драки, отец на это внимания не обращал, так как свободное время посвящал пьянке, мать пыталась как-то повлиять на сына, но оказалась бессильной. Школьные педагоги вместо того, чтобы принять все меры и вернуть Виктора в класс, просто отмахнулись от паренька. И, наверное, плохо бы кончилась эта история, если бы на пути парня не встретился такой человек, как Анатолий.

История Виктора представляет, по-моему, типичную схему того, как обычный мальчишка становится «трудным». Сыграли свою роль недостатки семейного воспитания, сложность, изломанность взаимоотношений родителей. Учителя Виктора не могли не знать этого (должны были знать!) и обязаны были вмешаться в его судьбу. Но... оставили подростка в стороне.

Когда Анатолий вместе с другими членами комсомольского оперотряда обратил внимание на Виктора, он прежде всего заставил его вернуться в школу. Соответствующие меры воздействия были оказаны и на отца Виктора. Но этим шефство над подростком не ограничилось. Анатолий сделал все, чтобы повернуть его к нормальным мальчишеским интересам: предложил вступить в клуб «Самбо-75», потом рекомендовал в члены юношеского оперативного отряда. И оказалось, что эти занятия находятся в русле стремлений и интересов самого парнишки. Вот как важно, чтобы на помощь подростку подоспел взрослый, умный, внимательный человек.

Мы стремимся привлекать к индивидуальному шефству над подростками лучших комсомольцев, молодых производственников, причем подбираем их, исходя из их личных качеств и способности заниматься педагогической работой. Шефские отряды созданы на всех крупных предприятиях района. Шефы-наставники регулярно встречаются с подростками и их родителями, устанавливают тесные контакты со школами и ПТУ, чтобы вовремя помочь, направить энергию шестнадцатилетних в нужное русло. Сделать это можно только после того, как определишь круг интересов подшефного. Комсомольцы радиотехнического завода, например, взяли за основу своей работы с подростками их любовь к спорту. Создали при жэках секции хоккея, футбола, тенниса. И вот результат: хоккейная команда «Артамоновец» – неоднократная победительница городских соревнований на приз «Золотой шайбы», а футболисты заняли в минувшем году третье место. Особенно почетно то, что обе эти команды были удостоены чести приветствовать делегатов XVIII съезда в Кремлевском Дворце съездов и на спортивном празднике в Лужниках. Мы вправе гордиться тем, что в этом микрорайоне уже на протяжении трех лет нет ни одного случая нарушения общественной дисциплины подростками. На учете в инспекции состоят всего два человека.

А вот другой пример. Члены шефского отряда одного из проектных институтов выявили группу подростков, которые «специализировались» на том, что портили электропроводку в подъездах домов, ломали уличные телефонные аппараты. И тогда шефы вовлекли их в кружок радиодела, который специально создали в своем микрорайоне. Теперь эти ребята ремонтируют приемники, которые им приносят жильцы домов, создают наглядные пособия для школ. Вот так действует педагогический принцип, выведенный А. С. Макаренко: «Для подростков все равно, воровать ли яблоки в саду или охранять их. Им важно не содержание, а жизнь, наполненная романтикой и приключениями».

Конечно, это только наши первые шаги. Но вдохновляет то, что они уже приносят свои плоды. Достаточно сказать, что в 1978 году мы сняли с учета в районной инспекции по делам несовершеннолетних 59 подростков.

Однако полной удовлетворенности мы не испытываем. Ибо сегодня мало создать крепкий коллектив в одном юношеском клубе, таком, как «Самбо-75». Настала пора серьезно подумать о создании клубов любителей театра, искусства, живописи. Пора вносить в работу с подростками многогранность.

Мы хотим, чтобы ребята вырастали принципиальными и честными, добрыми и смелыми. Эти качества закладываются в фундамент личности молодого человека не сами по себе. Характер бойца формирует в подростке конкретное дело и ответственность, связанная с участием в этом деле. Не за горами Олимпийские игры в Москве. Очень многие подростки уже сегодня мечтают о том, когда они станут зрителями захватывающих спортивных соревнований. У нас в районе строится пять олимпийских объектов. И мы решили привлечь подростков в летний период к работе на этих объектах. Как осуществить это на деле? Ведь ни один отдел кадров не примет на работу 15-летнего парня. Не примет, а вот в составе студенческого строительного отряда он может прийти на стройку и выполнять посильную для своего возраста и физического развития работу. Поэтому мы добились, чтобы в договорах, которые мы заключаем со студенческими отрядами, приходящими к нам из других районов, был пункт – обязательное включение в отряд подростков, с тем чтобы ребята не только трудились, но и жили вместе со студентами, ибо воспитательная работа должна идти непрерывно. За короткое время ребята почувствуют, что такое трудовой комсомольский коллектив и на каких моральных устоях он держится.

Как показывает практика, студентам всегда удается найти общие интересы с подростками. В миниатюре они осуществляют идеал того коллектива, к которому так тянутся подростки. Коллектива, где нет учителей и учеников – есть старшие и младшие друзья...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены