Русские в Парижской Коммуне

Ю Овсянников| опубликовано в номере №620, март 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

«...всякий, кто хочет узнать, что такое в представлении марксистов диктатура пролетариата, тот должен ознакомиться с Парижской Коммуной».

И. В. Сталин

Был 1870 год. Над Западной Европой стоял грозный гул артиллерийской канонады. Чёрный дым тянулся от горящих деревень. Шла франко - прусская война. 2 сентября 1870 года 83 - тысячная французская армия в битве под Седаном капитулировала перед войсками Пруссии. Это поражение французского оружия привело к падению Второй империи Наполеона III.

В стране образовалось правительство Национальной обороны, заключившее позорный мир с Пруссией. Попытка буржуазии Франции, боявшейся революционного пролетариата столицы, в ночь с 17 на 18 марта разоружить трудящихся Парижа послужила сигналом для начала народного революционного восстания. Утром 19 марта Париж находился уже в руках пролетариата. Буржуазное правительство Тьера бежало из города, а на ратуше развевалось красное знамя. Пролетарская революция свершилась.

Парижская Коммуна - «первая! попытка пролетарской революции разбить буржуазную государственную машину». Движение Коммуны, принявшее в итоге «революционно - социалистический, пролетарский характер», привлекло в свои ряды многочисленных революционеров, представителей самых различных национальностей.

«Коммуна, - писал Карл Маркс, - предоставила всем иностранцам честь умереть за бессмертное дело». С испугом доносил правительству царский поверенный в делах во Франции Окунев, что в составе парижских «повстанцев» имеется по крайней мере до 600 русских политических эмигрантов.

Участие русских революционеров в Парижской Коммуне не случайно; оно органически вытекает из общего состояния русского революционного движения 60 - 70 - х годов. История не сохранила имён всех русских, принимавших участие в Парижской Коммуне, но немногие дошедшие до нас документы позволяют восстановить фамилии некоторых участников и их роль в первой республике рабочих.

На следующий же день после провозглашения Коммуны, 29 марта, в Парик по личному поручению Карла Маркса, как представитель Генерального Совета 1 Интернационала, приезжает русская революционерка Елизавета Лукинична Дмитриева.

Двадцатилетняя девушка решила отдать все свои силы делу рабочего класса, делу Коммуны. В одном из писем она сообщает: «... Я много работаю, мы поднимаем всех женщин Парижа. Я созываю публичные собрания. Мы учредили во всех районах, в самих помещениях мэрий, женские комитеты и, кроме того, Центральный комитет. Все это для того, чтобы основать Союз женщин для защиты Парижа и помощи раненым...»

Дмитриева несёт в массы идеи Интернационала и сознание необходимости революционной борьбы, о чём наглядно свидетельствует написанное ею 7 апреля воззвание «Гражданкам Парижа»:

«К оружию! Отечество в опасности!

Наши враги это - ...все те, которые жили нашим потом и жирели нашей нуждой... Гражданки, настал решительный час! Надо покончить СО старым миром!... Не одна Франция теперь поднимется... Даже Германия потрясена и обработана дыханием революции. Даже в России едва гибнут защитники свободы, как на их место появляется новое поколение, готовое в свою очередь бороться и умереть за республику и социальное переустройство...» На многочисленных собраниях и митингах она выступает с речами о коварных врагах революции, о гражданской войне, о характере Коммуны.

Дмитриева пользуется большой любовью и популярностью среди населения города, её избирают в члены ЦК Союза женщин для защиты Парижа. Когда коммунары вышли на баррикады, то плечом к плечу с мужчинами сражались женские батальоны, созданные француженкой Луизой Мишель и Елизаветой Дмитриевой.

На баррикадах Коммуны героической смертью погибла другая русская революционерка - Анна Теофиловна Пустовойтова. Переодевшись в мужской костюм, под именем Антона Пустовойтова она принимала участие в обороне Парижа. На бруствере одной из последних баррикад Анна Теофиловна водрузила красное знамя с надписью: «Да здравствует пролетарская социальная республика и Парижская Коммуна!» Она поклялась не отдать его врагу.

Вдали от Родины, защищая святое дело рабочего класса, она пала смертью героя. На следующий день газета коммунаров «Крик народа» писала: «Что оставила она по себе? Честное, доблестное имя, которое вечно будет служить примером для вступающих в жизнь юношей с пылкой душой и благородным сердцем».

Деятельное участие в работе Коммуны принимал идеолог народничества П. Л. Лавров.

В борьбе парижского пролетариата участвовала и русская революционерка, писательница Анна Васильевна Корвин - Круковская, жена одного из руководителей Коммуны - Виктора Жаклара.

С первых же дней провозглашения Коммуны Корвин - Круковская совместно с французской писательницей Андре Лео основала прогрессивную газету «Ля сосиаль», которая выходила с 31 марта по 17 мая. Но ещё больше сил и энергии она отдавала революционно - пропагандистской работе. Корвин - Круковская была одним из членов комиссии, созданной Коммуной для реорганизации женского образования.

Вместе с Анной Васильевной в революционном Париже находилась и её сестра, первая женщина - математик Софья Ковалевская, со своим мужем, знаменитым палеонтологом Владимиром Онуфриевичем Ковалевским. В дни Коммуны Софья Ковалевская работала в госпиталях, помогая раненым коммунарам. Впоследствии она собиралась даже написать повесть «Сестры Раевские во время Коммуны».

В архивах сохранились также письма В. О. Ковалевского к брату, где он пишет, что «с 5 апреля до 12 мая жили очень хорошо под Коммуною». Но уже в следующем письме, от 28 мая, Владимир Онуфриевич пишет: «Подошли раздирательные вести из Парижа... Очень многие из наших хороших знакомых убиты и расстреляны... Лучшие и энергичные люди расстреливались на всех углах».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены