Рудник в океане

Лев Юдасин| опубликовано в номере №1231, сентябрь 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

В лаборатории попытались четко ответить на вопрос: что нужно в принципе? И решили: нужно такое устройство, которое выбирало бы породу, хорошо упираясь в забой в любом положении, и при этом подавало бы пульпу необходимой концентрации. Недостижимая мечта? Идеал? Не скажите. Помогла бионика. В частности, очень интересным оказался способ добывания пищи некоторыми червями, которые питаются илом. У них пища подается к ротовому отверстию по длинному желобку с ресничками. Желобок накрывает довольно большую площадь с илом, реснички гонят его, уплотняя ко рту, пища становится гуще (в переводе на горняцкий язык повышается концентрация пульпы) – именно то, что нужно. Этот механизм и был взят за основу: патрубок-желоб длиной в несколько метров свернули в плоскую спираль. Проходя по желобу, пульпа (чем ближе к «ротовому отверстию», тем больше) насыщается песком, поскольку каждая твердая частичка вытесняет соответствующий объем воды. Значит, воды этой меньше будет перекачано на обогатительную установку, а породы – больше. Но патрубок надо как-то прижимать к забою. А во что упираться, когда в воде почти как в невесомости? Оказалось, давление машины на грунт можно заменить присасыванием. Когда провели испытания, то убедились, что одновременно с втягиванием пульпы в «ротовое отверстие» под желобом создается большое разрежение, и он начинает вдавливаться в породу. Хорошо. Но это годится только для малосвязанного грунта – для песка, ила. Правда, россыпи часто именно в таком и находятся. Ну, а если все-таки встретятся глина, суглинок? Как их брать? И вот по бокам присоски появились две подвижные зубастые челюсти, приводимые в движение гидроцилиндрами. Одна рыхлит породу перед желобом-присоской, другая, как нога, служит для перемещения всего устройства вдоль фронта забоя. Вот в принципе и весь «Моллюск».

На различные узлы и устройства, применяемые в нем, получено пятнадцать авторских свидетельств. Больше двух лет он проверялся в работе на рытье подводных траншей в Ижевске, Ярославле, Волжске. Его производительность – 1300 кубометров пульпы в час. Берет даже гальку, не говоря о глине, а тем более о песке.

...Короткое арктическое лето было уже на исходе, когда лихтер «Горняк» со всей своей «эскадрой» достиг наконец цели и расположился в отведенном ему месте. Его соединили переходным мостиком с кормой теплохода-гостиницы. Дел предстояло много, а до ледостава оставались считанные недели. Но люди работали с полной отдачей и с таким воодушевлением, что еще до наступления настоящих морозов на обогатительную фабрику все-таки были поданы первые тонны горной массы, поднятой со дна моря.

Так пришел день, когда разведочно-эксплуатационное предприятие, тот самый «РЭП», о котором в лаборатории Московского горного института мечтали еще десять лет назад, начал работать. Пусть это была пока лишь проба сил. Факт оставался фактом: начался крупный промышленный эксперимент. Начато большое дело, не опробованное еще в столь высоких широтах никем в мире.

Но рассказ наш будет не полным, если не упомянуть еще об одном полезном начинании профессора Нурока и сотрудников его проблемной лаборатории. В Московском горном институте наряду с разработкой основ теории подводного разрушения пород введено преподавание совершенно новой дисциплины – морского горного дела: вуз готовится к выпуску первой группы морских горняков.

А уникальное плавучее предприятие продолжает нелегкую жизнь в условиях то скованной льдом, то жестоко штормящей Арктики. Впереди у рэповцев многолетние испытания техники, методов добычи, скрытых особенностей необычного месторождения и, конечно, испытание самих себя.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены