Рождение слова

Мих Гольдберг| опубликовано в номере №253, январь 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Мотор - 10 лош. сил».

«Кинематика есть взаимодействие частей».

В обед, по дороге в столовую, они вдруг выходили из людского потока и застывали у столика, обвешанного плакатами Огиза... Книги! Машиностроение, физика, химия, токарное дело... Глаза разбегаются! Осторожно откидывая пальцем листы, они рассматривали чертежи.

Они доставали друг у друга «Справочник металлиста» - на один вечер, только на один вечер! - и читали его запоем, как когда - то гимназисты Нат Пинкертона.

Они прилипали к станку, когда сдавал техэкзамен товарищ, и, ловя вопросы, отвечали мысленно...

Здесь рождается тип нового ударника - ударника второй пятилетки.

Вы были на московском «Шарикоподшипнике»?

Вы проходили по знаменитому коридору, гудящему калориферами и движением смен? Вы сворачивали в боковой коридорчик, спускались по лестнице в цех, залитый солнцем? Видели вы серо - голубую эмаль станков, косые ряды автоматов с их длинными трубчатыми отростками, похожими на турники? Обратили вы внимание, как ритмично жужжит цех, как уверенны и спокойны люди?

Возвращаясь, задержитесь в коридорчике и толкните дверь, что рядом с красным уголком. Стены узкой комнаты увешаны чертежами и схемами. Пожилой рабочий в барашковой шапке водит линейкой по контурам чертежа и дает разъяснения о роли «кривых» в механизме. Три паренька в расстегнутых пальто внимательно слушают его. Это претенденты на звание «отличников», Видимо они кончили работу, но остались, чтобы подзаняться к экзамену. Здесь техкабинет.

Интересна на «Шарике» не только эта внешняя сторона, не только основательная подготовка техэкзамена, несоизмеримая с тем, что торопливо и неумело делалось в весенние дни на Уралмаше (ведь на «Шарике» 280 инженеров участвовали в экзаменационных комиссиях, одних технических книг и брошюр разошлось 2.610 экземпляров!).

Здесь техэкзамен пошел в глубину, задел технологический процесс, нормирование, брак, программу.

Вот что случилось например с горячими штампами.

Штампы эти обычно проходили механическую обработку и отсылались в термическую... И здесь, в термической, при закалке десятки штампов теряли нужный размер. Сизыми кучами громоздился брак.

Бригада горячих штампов готовилась к экзамену. Вопросник спрашивал о причинах брака. И вот ребята стали искать ответ.

Они варьировали температуру в печи, меняли приспособления на станках...

Но ответа не было.

Однажды они поставили каленые штампы под резцы, сломав технологический процесс. Эксперимент удался.

Отвечать на вопрос о браке не надо было...

Так экзамен становился школой производства.

Молодой станочник приобретал то, что можно назвать профессиональным зрением. Автомат на красивой оливковой штучки превращался в сложный организм. Как в анатомическом атласе, ясно вырисовывалась нервная система стайка: его электроустройство, его мышцы - рычаги, его аорта, наполненная эмульсией...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены