Рождение образа

Ник Кемарский| опубликовано в номере №506, июнь 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

Драматург закончил сценарий. В толстой подшивке листов эпизод за эпизодом, сцена за сценой раскрывается образ героя. Записаны слова, которые герой будет говорить, его поступки, которые он будет совершать, созданы характеры людей, окружающих его. Но это ещё не фильм, это всего лишь рассказ о будущем фильме. Каждый, кто читает этот рассказ, ещё по - своему представляет себе и детали обстановки, и внешний вид героев, и характер их поведения.

Таким сценарий попадает к режиссёру. Ещё очень далеко до начала съёмок, ещё пусты павильоны, но именно сейчас, при чтении сценария режиссёром, начинается первое воплощение литературного материала в новые кинематографические формы. Начинается рождение живого, образного строя будущего фильма. Кадр за кадром пишет режиссёр постановочный сценарий. Обобщённая литературная запись теперь начинает приобретать конкретные признаки, в которых уже ясно очерчено и то, где будет происходить действие, и сколько времени оно будет продолжаться, и какими приёмами киноязыка оно будет выражено.

Теперь будущий фильм, записанный по отдельным кадрам, готов начать своё производственное существование. В работу включаются художники, пишутся эскизы декораций, обсуждаются детали костюмов. Оператор и его ассистенты разрабатывают световые схемы, продумывают общий стиль фотографической стороны фильма. Вспомогательные цехи готовят бутафорию, реквизит, макеты...

Но снимать фильм пока невозможно, потому что ещё нет тех людей, внешний облик которых будет соответствовать представлению режиссёра о его героях; нет тех людей, кто силой своего таланта должен вызвать к жизни созданных драматургом персонажей, нет актёров.

С момента выбора актёров и начинается реальное рождение будущего фильма, уже во многом близкое к тому, что мы потом увидим на экране.

... Когда режиссёр студии «Союздетфильм» Леонид Луков закончил разработку постановочного сценария фильма о легендарном герое Великой Отечественной войны рядовом Александре Матросове, перед ним встала задача, решение которой в какой - то мере определяло успех и неуспех будущего фильма. Он должен был найти такого актёра, который не только смог бы воплотить на экране внешний образ героя, но и передать всю внутреннюю красоту и величие души этого героя.

Режиссёр Луков не представлял себе Александра Матросова исключительным человеком, подвиг которого мог быть совершён только однажды. История Великой Отечественной войны убеждала режиссёра в том, что героизм был одной из типических черт поведения всех советских людей. Сорок героев, сорок беззаветно любящих свою Родину солдат и офицеров в разных условиях и в разное время поступили так же, как и Матросов, закрыв своей грудью смертоносный огонь вражеских пулемётов. У всех у них были разные биографии, разная внешность, разные характеры, и всех их объединяло одно: они были воспитаны советским строем, воспитаны партией большевиков, и это определило их поведение в момент, когда человек волей обстоятельств боя должен совершить то, что дано совершить лишь однажды, - ценой своей жизни отвести смертельную угрозу для жизни своих товарищей, дать им возможность вырвать победу из рук врага. Советский героизм - явление типическое, массовое. И эта типичность предопределяла творческие установки Л. Лукова. Фильм был задуман не в виде последовательного изложения биографических моментов из жизни исключительного человека, а как история обыкновенного советского юноши, выращенного и выпестованного Родиной и пришедшего на войну защищать эту Родину от врага. Короткий жизненный путь этого юноши, рано потерявшего отца и мать, являлся ярким подтверждением основного правила нашего общества: «Человек человеку друг». Чувство дружбы, любви к людям было воспитано в Саше Матросове теми советскими людьми, в среде которых он жил, работал, учился. И это воспитание было продолжено в дружной фронтовой семье.

Л. Лукон рисовал себе образ Саши Матросова как образ передового молодого человека нашей эпохи, рядового строителя коммунистического общества, весёлого и влюблённого в окружающую его жизнь.

... Требовалось найти актёра, который мог бы реализовать замыслы режиссёра. Ассистенты режиссёра долго и терпеливо искали его. Они пересмотрели множество молодых актёров в студиях и в театрах. Молодых людей было много, но среди них не находилось того, кого искали. Нужен был человек, который не только обладал бы внешним сходством с Матросовым, но и сумел бы передать внутренний мир своего героя...

Решающую роль, как это часто бывает в искусстве, сыграл случай. Однажды ассистент режиссёра Познанская приехала в театральное училище имени Щукина. В вестибюле её внимание привлёк молодой студент, только что вошедший следом за нею. Это был энергичный, ловкий в движениях юноша, с умными, быстрыми глазами, необычайно оживлявшими его лицо - простого русского паренька.

В одну минуту он успел снять пальто, пошутить со швейцаром, перекинуться несколькими словами с товарищами... Ассистенту бросилось в глаза, что этот юноша не просто обладает обаянием, свойственным юности, но что всё его поведение органически связано с его характером. Видно было, что юноша словно насыщен жизненней энергией, которая проявлялась в каждом его движении, слове, интонации...

Когда его привезли в студию и показали Л. Лукову, тот сразу же решил, что роль Саши Матросова должен играть вот этот молодой студент: настолько его представление о Матросове совпадало со всем обликом этого жизнерадостного юноши.

Так комсомольцу Анатолию Игнатьеву, студенту выпускного курса театрального училища имени Щукина, неожиданно выпала высокая честь воплотить на экране бессмертный образ комсомольца - патриота Александра Матросова.

Надо сказать, что неожиданным тут было только одно обстоятельство: то, что эта роль пришла к Игнатьеву из кино. Самая же мысль о том, чтобы сыграть когда - нибудь роль Александра Матросова, уже несколько лет была самой большой мечтой молодого актёра. Готовясь к ней, он подбирал материалы, изучал биографию героя, узнавал его привычки, его склонности. Теперь всё это необычайно пригодилось ему. Мечта стала явью. Хотелось добиться лишь одного, чтобы миллионы людей, которые будут смотреть фильм, узнали и полюбили Сашу Матросова, чтобы он для них оказался таким же живым и близким, каким представлял его себе Анатолий Игнатьев.

Задача была не из лёгких. Леонид Луков деятельно помогал и направлял работу молодого актёра, но более всего и сильнее всего помогли Анатолию те, кто были товарищами его героя, - солдаты полка имени Матросова, в подразделениях которого велись натурные съёмки фильма «Рядовой Александр Матросов».

Анатолий Игнатьев перестал быть просто актёром: он стал солдатом, рядовым Александром Матросовым. Вместе со своими товарищами по взводу он ходил на учения. Бывалые солдаты показывали ему, как надо владеть оружием, как ползать по пластунски, как бросать гранаты. На собственном опыте он постигал, что значит воинская выучка солдата, солдатская дружба, солдатская жизнь. Живя вместе с ними, он слушал их воспоминания о Матросове: устные легенды и песни, рождённые в солдатской среде великой силой его бессмертного подвига. И с каждым днём он всё реальнее и ярче представлял себе этого юношу, образ которого он воплощал на экране. Он не знал, хорошо или плохо получается роль, но он уже чувствовал, что (Саша Матросов сказал бы это слово или сделал этот жест именно так, как это делал он, только так, а не иначе.

Признание жизненности создаваемого им образа пришло ещё раньше, чем был готов фильм. Он скоро перестал быть Толей Игнатьевым. В глазах солдат, его товарищей по ученью и по съёмкам, он стал «Сашей», «Сашей Матросовым». Особенно ярко это проявилось в тот момент, когда начались съёмки самого подвига Матросова. Множество солдат столпилось вокруг дзота, к которому подползал Игнатьев. Это были не просто любопытствующие зрители: это были люди, которых искренно волновало то, что разыгрывалось перед их глазами. Они от всей души болели за этого парня в серой шинели, ползущего прямо к пулемётной амбразуре дзота. Они кричали ему, как безопаснее подобраться, и актёр, невольно следуя этим советам, позабыв про все указания режиссёра и про композицию кадра, полз так, как полз бы к дзоту во время боя любой из этих солдат.

А когда «Матросов» закрыл своим телом амбразуру и эпизод был окончен, все зрители вдруг замолчали... Потом десятки рук протянулись к лежащему грудью на пулемёте Игнатьеву и бережно, осторожно подняли его...

Этого эпизода не было в сценарии, но этот эпизод есть теперь в фильме. Авторами его являются те солдаты, которые поступили на съёмке так, как этого требовали их души, взволнованные вновь ожившей картиной великого подвига своего однополчанина.

... Окончились съёмки, и фильм начал свою жизнь на экране. Уже сотни тысяч зрителей смотрят его, снова и снова воскрешая в памяти великие дела великих дней войны. Живой в своём бессмертии Александр, Матросов идёт по стране, пробуждая в сердцах людей высокие чувства любви к своей Родине и великой благодарности к героям, рождённым ею. И, расходясь после просмотра, молодёжь ещё и ещё раз вспоминает слова сталинского приказа:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Первые подводники

Из истории русского подводного флота

Календарь «Смены»

Подвиг бессмертен