Ритмы Аланов

Мирослав Муразов| опубликовано в номере №1130, июнь 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

Есть два события, которые определили весь ход новой и новейшей истории осетинского народа: двести лет назад Осетия вошла в состав России, а полстолетия назад была создана Северо-Осетинская автономная область, преобразованная позже в Северо-Осетинскую Автономную Социалистическую Республику.

Рассказывая об ансамбле народного танца «Алан», мы хотим представить читателям яркое и самобытное искусство Северной Осетии.

Они выходят на сцену медленно-медленно, в такт отрывистой дроби доулы. Женщины плывут над крашеными досками сцены, чуть касаются их краями платьев. Мужчины, встав на носки, вскинули руки к плечам - не сводят глаз с женщин. И этот неспешный хоровод распадается на два чистых потока - черный и белый, и потоки текут по сцене, а звук доулы становится резче и громче, быстро-быстро бегают пальцы музыкантов по натянутой коже ее...

Так когда-то танцевали аланы - предки осетин.

Так сегодня танцуют артисты «Алана» - Государственного ансамбля народного танца Северной Осетии, которым руководят Жанна Кабоева и заслуженный артист Карельской АССР Илья Гафт.

Имя «Алан» - часто повторяется у осетин. Им называют первенца в семье, чтобы вместе с именем передалось ему мужество аланов, честность аланов, стойкость аланов.

«Алан» - первенец в семье танцевальных коллективов Северной Осетии. Он еще молод: год рождения - тридцать восьмой. В минувшем году в «Алан» пришло из самодеятельности много талантливой молодежи, которая и составила сегодня костяк ансамбля.

Пожалуй, ни в одном виде искусства не проявили себя осетины так полно, как в танце. Каждый танец их - маленькая новелла: о любви, о битве, об отдыхе, о труде. Или иначе: о нежности, о храбрости, о неистощимом остроумии горцев. Но все эти вечные сюжеты в каждую новую эпоху обретают новое звучание.

Почти год готовил «Алан» новую программу, премьера которой состоялась прошлым летом в Ленинграде на сцене академического малого оперного театра.

Мы привыкли к тому, что кавказские танцы - это прежде всего темперамент, задор, высокий темп. И вдруг на сцене - медленный «Симд», лирический «Конга кофт»...

Медленно движется горянка, нет, не идет - парит над полом, даже платье не колышется. (Говорят, в старину, когда девочек учили танцевать, им накрепко перевязывали колени, а на голову ставили сосуд с водой - чтобы поступь их была плавной, а осанка - горделивой.) Мужчина идет на пальцах, ловит взгляд девушки - тщетно: она лишь раз посмотрит ему в глаза - украдкой. Именно за этот танец заслуженная артистка РСФСР Альбина Баева и заслуженный артист Северной Осетии Алибек Хасиев были удостоены званий лауреатов IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии.

В каждой республике на Кавказе есть свои танцевальные ансамбли - профессиональные и самодеятельные. У каждого из них свое лицо, своя манера. Но есть и нечто общее, объединяющее: неистребимое желание показать в танце все, на что способен. Может быть, поэтому сольные танцы грузин чем-то похожи на сольные танцы армян, осетин, кабардинцев, аварцев...

«Чабаны на отдыхе». Здесь все солисты. Все могут всё: пройти на носках, на коленях, на руках, колесом - как захочется, как получится! А получается здорово, потому что великолепное техническое мастерство участников ансамбля одухотворено их темпераментом, природным артистизмом, ясной художественной мыслью.

Я смотрю на этот неизменный, вечный танец и думаю: вот так же вглядывались в эти два чистых потока люди сто, двести лет назад.

Я останавливаю на фотографии мгновения танца, и мне хочется зафиксировать и те напряженные, взволнованные взгляды, которые связывают зал и артистов и которые я все-таки не в состоянии зафиксировать...

А это значит, что на фото мне все же не удастся во всей полноте передать сам образ танца. Ибо этот образ создается еще и вдохновением зрителей, блеском их глаз...

Каждое поколение, привнося в древнюю хореографию остроту своих чувств, новые детали рисунка, тем самым делает танец бессмертным. А потом, вглядываясь в это продуманное и прочувствованное движение, мы сердцем ощущаем то, что принято называть связью с историей.

Потому что из разных времен с волнением и любовью мы смотрим и смотрим на этот танец...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены