Резервы экономики: школа – ПТУ – завод

Валерий Ионов| опубликовано в номере №1310, декабрь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Открывать пионерам и школьникам, учащимся ПТУ романтику трудового подвига, вызвать стремление встать в ряды рабочего класса, колхозного крестьянства – значит заложить основы воспитания новых Стахановых и Гиталовых, Ангелиных и Малининых, Гагановых и Пуховых».

Из Отчетного доклада ХVIII съезду ВЛКСМ

Почему разговор о резервах экономики мы связываем не только с заводом, но и школой и профтехучилищем? Современное производство требует высококвалифицированного, знающего, увлеченного своим делом работника. Эти качества не возникают сами по себе, они в огромной степени зависят от того, насколько осознан и обоснован был выбор профессии, полноценна подготовка молодого человека к труду.

К очередному, XIX съезду ВЛКСМ комсомол приходит, обогащенный опытом подготовки трудовых резервов. Этот опыт прежде всего в развитии уже известных форм работы по профессиональной ориентации и трудовому воспитанию юного поколения. По инициативе комсомольских организаций школьные классы, группы ПТУ и заводские бригады заключают трехсторонние договоры о содружестве. В чем смысл таких договоров? В раннем и широком приобщении учеников к рабочим профессиям, в более тесной и эффективной связи школьных классов, групп и бригад. Более подробно об этом – в предлагаемой читателям подборке материалов.

Начну с впечатлений, которыми делился учащийся ГПТУ-27, будущий электросварщик Геннадий Берулава после первого посещения подшефного класса школы № 8:

– А знаете, как это, оказывается, трудно – переубедить в чем-то шестиклассников? Такие уже самостоятельные. Обо всем свое мнение имеют. Я ему свое – он мне свое. Но и идеалисты, конечно! Жизни еще не знают. Но ничего, познакомятся с нашими ребятами, побывают у нас в мастерских, на заводе, своими руками кое-что пощупают, своими глазами увидят – и к восьмому классу многое поймут.

Когда я в школе учился, у нас в классе сначала идеалистов тоже хватало. А потом многие в ПТУ пошли – кто в наше, кто в 45-е на автослесарей учиться. Ведь над нами три года шефствовала группа слесарей. Я, например, заявление в училище вместе с ребятами подал, когда еще занятия в школе шли. И родители тогда были против...

Наверняка Геннадий не думал о том, что стал сам непосредственным участником важнейшего дела – подготовки молодого пополнения рабочего класса, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ. Так оно у нас официально в документах называется.

Содружество «Класс – группа – бригада» возникло и окрепло усилиями двух замечательных коллективов – Подольского машиностроительного завода имени Орджоникидзе и его базового училища № 27, лауреата премии Ленинского комсомола.

Связи завода и училища всегда были самыми тесными. Именно бывшему директору завода, Герою Социалистического Труда А. А. Долгому принадлежат слова, ставшие потом столь популярными: «Училище – наш цех номер один». Но до какого-то времени завод и училище занимались работой по профориентации в общем-то отдельно друг от друга. Случались совместные мероприятия, но системного характера они не носили. Но результаты этих мероприятий и заставили задуматься над необходимостью системы.

Жизнь убедительно доказывала: предприятию теперь нужны не просто молодые люди, пришедшие на завод после школы и ничего здесь еще не умеющие. Нужны молодые рабочие, уже в достаточной степени овладевшие нужной предприятию специальностью. Знающие заводскую жизнь, ее специфику. Вот исходя из чего нужно было строить работу по профориентации. Именно такие рабочие приходили на предприятие уже многие годы из подшефного ПТУ. Значит, забота о молодом пополнении должна стать прежде всего работой на свое профтехучилище.

В свою очередь, училище ясно видело, что недостаточно знакомить школьников, свой ближайший резерв, только с самим училищем. Потому что такое знакомство с училищем не будет полным. Потому что училище – часть завода. А завод – это огромный мир, в котором живут и те, кто пришел в ПТУ, но который совершенно не знают ученики школ. А значит, они не знают и перспектив, что открывает заводская жизнь: возможностей повышения профессионального мастерства, продолжения образования, участия в многообразной культурной жизни предприятия и других. То есть не знают самых необходимых вещей.

Что же нужно было сделать, чтобы, решая, куда идти после восьмого класса, школьник точно знал, и что ему даст ПТУ и что его ждет потом на предприятии? Имел четкое представление о будущей работе, зарплате, жилье, отдыхе? Чтобы не было ненужных иллюзий, но и представление его чтобы основывалось не на чьих-то случайных словах. На собственном опыте училище убедилось: именно это, верное знание, а не уговоры, назойливая реклама, нравоучения, что так не любят молодые, приносит лучшие результаты.

Содружества, связи «бригада – группа», «группа – класс» тогда уже существовали. Решили продлить каждую цепочку, соединив их в одну. Горком комсомола через заводской комитет ВЛКСМ этот опыт поддержал.

Именно неформальное общение молодых рабочих и учащихся приносило наилучшие результаты. Почему?

Уже знакомый нам Геннадий Берулава, подытоживая свои рассуждения о ребятах подшефного класса, сказал:

– Ничего, нам они поверят.

И действительно: молодые доверяют друг другу больше. Рассказы сверстников, их опыт убеждают ребят лучше, чем призывы и объявления. Правда, для этого нужно, чтобы было о чем рассказать. Если хотите, и похвастаться, щегольнуть при случае.

Первые «Договоры трех», заключенные между комсомольско-молодежными бригадами завода имени Орджоникидзе, группами ГПТУ-27 и классами четырех подшефных школ, были тщательно продуманы и отработаны. В них, а также в положении о совместной работе, разработанном комитетом ВЛКСМ завода, в совместных конкретных планах будущих мероприятий постарались учесть все. Принималась во внимание специальность – бригада слесарей завода шефствовала обязательно над группой, обучавшейся именно этой специальности. Токари – над токарями, сварщики – над сварщиками. Учитывался возраст. За группами I курса закреплялись шестые классы, II курса – седьмые, а III – восьмые. Таким образом, учащиеся ПТУ оказывались втянутыми в шефскую работу на все время пребывания в училище. А когда школьники, заканчивая восьмой класс, решали, куда идти дальше, за плечами у них было уже три года тесных контактов с заводом и ПТУ.

Сейчас трудно охватить все предусмотренные и разработанные формы совместной работы, содержание взаимных обязательств бригад, групп и классов. Здесь и материальная помощь в оснащении учебных кабинетов и оформлении наглядной агитации, и знакомство учащихся с передовыми методами труда, совместные спортивные и культурные мероприятия, совместные субботники и воскресники, встречи с ветеранами завода, посещение производственных цехов, организация полноценной производственной практики: школьников – в мастерских училища, пэтэушников – в коллективах шефствующих бригад...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены