Рейд без компромиссов

Валерий Краснов| опубликовано в номере №1220, март 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Не дали, значит, не заслужил, – ответил, теперь уже начиная удивляться, Николай.

– А ты подсчитай еще, сколько в нашем цехе в обеденный перерыв горит лампочек, и вообще никакой премии не получишь. Так что делай выводы.

Николай выводов не сделал и горячо начал доказывать, что, проводя проверку, он помогал руководству завода. И тут ему был дан урок экономии. Оказывается, экономить электроэнергию даже при работающих вхолостую электродвигателях очень даже просто. Экономия заложена не только в нормах расхода, но и в системе подсчета электроэнергии. В начале года подсчитывается мощность всех электромашин, лампочек, приборов и так далее, а затем все это множится на количество смен в году – и норма расхода готова. Сегодня не вышли на работу три токаря. Прогуляли, например. Три станка простояли всю смену. «Сэкономлено» почти 300 киловатт-часов электроэнергии. Можно еще зимой выключить мощные электровентиляторы. От них одна простуда. Пусть люди дышат загазованным воздухом, зато тепло. Опять-таки экономия.

Зачем мы рассказываем об этом подробно? Да потому, что в нашем примере стоит обратить внимание не только на моральный облик начальника участка (которого все же наказали за зажим критики), а на качество рейда. Посудите сами, «прожектористы», как говорят, «сшибали верхушки», считали лампочки, пройдя мимо большой и очень серьезной проблемы, решение которой принесло бы значительно больше пользы, нежели решение той, которую подняли дозорные. Им не хватило пытливости, умения вести поиск на главном направлении, замечать самое существенное. А без этого «прожекторист» не может выполнить свою основную задачу.

С одним из комсомольцев, который, по моему мнению, является настоящим «прожектористом», мне доводилось встречаться несколько раз. Он оставался «прожектористом» и

В промежутке между рейдами

Человеком ершистым Виктор Говорухин прослыл еще тогда, когда учился на монтажника в суходольском ГПТУ-43. И вот что странно: никто не мог вспомнить, чтобы Виктор сделал что-нибудь бесчестное, вредное, но его опасались. Опасались, что он снова сделает что-нибудь не так. Неудачи просто преследовали его. Поэтому ему всегда твердили: не лезь ты со своей инициативой, делай только то, что тебе велят.

Виктор решил послушаться совета. И дело дошло до анекдота. Вскоре он на концерте художественной самодеятельности пел песню. Руководитель коллектива, дирижировавший оркестром, еще раз (как и на репетиции) попросил Виктора следить за движениями его рук и только по знаку начинать новый куплет.

Пел Виктор самозабвенно. Но третий куплет он не запел. Играла музыка, из зала внимательно смотрели на солиста, а солист смотрел, как дирижер вынимает из кармана платочек, вытирает им пот со лба и снова прячет в карман. Солист, как они и уговорились с дирижером, ждал сигнала, и, конечно, номер провалился.

Недавно во время нашего разговора с Виктором я спросил его:

– После того знаменитого выступления прошло почти пять лет, и теперь ты мне можешь, наверное, сказать, почему так произошло?

– Да нарочно я. Знал заранее, что ерунда получится. Саныч наш дирижером был никудышным: во время концерта то утирается, то пиджак застегивает. Этим и воспользовался я. Зло взяло, что меня все к порядку призывают, велят все делать только по инструкции да по знаку.

Теперь Виктор монтажник. После окончания училища его направили работать в трест «Уралстальконструкция». И тут он в общем-то впервые узнал, что есть такой «Комсомольский прожектор», где очень требуются люди, проявляющие инициативу. Но сойтись с «прожектористами» треста ему сразу не удалось, а затем беспокойная судьба монтажника мотала его по разным стройкам области. Мы встречались с ним на строительстве крупного автогаража Суходольского цементного завода и в цехе широкополочных балок Нижнетагильского комбината, на прокатном стане в Нижних Сергах и в цехе Т-1 Северского трубного завода. И всюду на мой дежурный вопрос: «Как поживаешь?» – он отвечал:

– Ничего. Только вот с начальником поругался. Я здесь избран в штаб «Комсомольского прожектора» и вот недавно иду, значит, на работу...

И Виктор пускался в длинный рассказ о причинах своих разногласий с бригадиром или прорабом.

«Виной» неизменно была его инициатива. Обломили однажды монтажники на «широкополке» угол у железобетонной плиты. Бригадир, пока не видно начальства, принимает решение «примазать» уголок своими силами и поскорее поставить плиту на место. Виктор, видя такое дело, уселся на то место плиты, где был обломлен угол, и закурил:

– Не дам «примазывать».

С плиты его столкнули, и Виктор побежал в штаб строительства к Дмитрию Кузнецову.

Он хватает его за пиджак, уговаривая скорее идти на «место преступления», а иначе там «может произойти ужасное».

Короче, поругался он почти со всей бригадой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере