Размышления у вершины

Виктор Переведенцев| опубликовано в номере №1398, август 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Теперь молодые супружеские пары очень часто гетерогенны, разнородны. У мужа и жены могут быть разные национальности, социальное происхождение, культурное прошлое и т. д. Из-за чего и их установки относительно семейной жизни могут очень сильно и даже непримиримо различаться. А поскольку супруги равноправны, а жены, как правило, стремятся от равноправия к действительному равенству (то есть от равенства по праву, по закону, к равенству в жизни), насильное, волевое приведение этих установок «к единому знаменателю» исключается. Одно это создает столь благодатную почву для семейных несогласий, размолвок и конфликтов.

Но изменилось не только это. Изменилась, в частности, и половая мораль.

Так, в недавнем прошлом сурово осуждалась и была редким исключением добрачная половая жизнь женщин. В первый брак женщина должна была вступать девушкой. Семейные и общественные санкции за отступление от этого всеобщего правила были суровы.

Нынешние нравы несравненно вольнее. Это опять-таки хорошо известно. В последнее время появились даже специальные исследования, освещающие добрачное сексуальное поведение жительниц больших городов.

В миллионном уральском городе Перми были учтены все беременности не рожавших ранее женщин за год, за исключением, естественно, того, чего учесть, было нельзя (например, беременности, закончившиеся искусственным абортом, не зарегистрированным в установленном порядке). Из них были исключены беременности, прерванные по медицинским показаниям, и самопроизвольные аборты.

Из каждой тысячи этих беременностей 272 завершились абортами, 140 родили вне брака (матери-одиночки), 271 родила в первые месяцы после заключения брака, то есть забеременела до брака (браки, стимулированные беременностью невесты), 317 родили, забеременев уже после вступления в брак. Добавим еще, что подавляющее большинство абортов было у незамужних.

По всем учитываемым нашей статистикой демографическим показателям Пермь — типичный большой город европейской части страны. Поэтому приведенные цифры можно считать достаточно представительными для больших городов.

О чем они говорят?

Очень о многом. Во-первых, о том, что коренным образом изменилось добрачное сексуальное поведение женщин: подавляющее большинство начинает половую жизнь до брака.

Во-вторых, о том, что слишком много браков вынужденных.

В-третьих, о том, что слишком много внебрачных детей.

Наконец, о том, что неблагополучно обстоит дело с противозачаточными средствами.

Разберем эти пункты по порядку.

Традиционная половая мораль была «двойной» : очень строгой для женщин и либеральной для мужчин. Теперь она стала единой. Женская половая мораль уподобилась мужской. Одна из главных причин этого — равноправие женщин. Несомненно, также, что изменению женской половой морали сильно способствовали половые диспропорции после войны, постоянный недостаток женихов в молодых возрастах вплоть до недавнего времени (теперь не хватает невест) и опасение остаться одинокой.

Однако последствия сексуальной «свободы» для женщин существенно иные, чем для мужчин. Многие вынуждены одни, без мужей, воспитывать своих детей, другие — делать аборты, что при первой беременности может привести к бесплодию на всю последующую жизнь.

Многим добрачная половая жизнь портит будущее — не только собственное, но и детей.

К сожалению, многие девушки начинают половую жизнь слишком рано. В Перми много шестнадцати-семнадцатилетних матерей. При этом доля матерей-одиночек среди забеременевших в этом возрасте наиболее высока — 34 процента.

Заметим, что в последнее время рождаемость у самых юных женщин очень сильно выросла. На 1000 женщин в возрасте от 15 до 20 лет в 1965 — 1966 годах по стране в целом приходилось 26 новорожденных, а в 1980 — 1981-м — 41; по РСФСР соответственно 25 и 44. Одна из главных причин этого повышения — резкий рост числа несовершеннолетних матерей. Минимальный брачный возраст для женихов и невест у нас повсеместно установлен в 18 лет, кроме Украины и Узбекистана, где для невест он на один год меньше. Однако как раз в Узбекистане, где в значительной мере сохранились старые строгие порядки и нравы, рождаемость до 20 лет очень низка (32 против 44 в РСФСР).

Допустим, что юной матери повезло, она не стала одиночкой, вышла замуж за отца своего ребенка: наши законы допускают по разрешению местных органов власти регистрацию брака при особых обстоятельствах до достижения «законного» брачного возраста. В случае беременности невесты такие разрешения дают охотно. В Перми каждая третья беременная в возрасте 16 — 17 лет родила уже в браке.

Демографы знают, что браки, стимулированные беременностью невесты, обычно малоудачны. Они в среднем значительно конфликтнее и слабее прочих, чаще оканчиваются разводами, то есть молодым матерям часто и в таком случае приходится воспитывать ребенка без отца.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Виртуоз в 12 лет

Женя Кисин, вундеркинд у пианино

Нам беречь!

Свидетельство очевидца

Честная работа

Навстречу XXVII съезду КПСС