Разговор о творчестве

Василий Ажаев| опубликовано в номере №575, май 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

Конечно, с этой трудной задачей показа коллектива во всей его сложности и полноте мы справились лишь относительно даже в самых хороших наших книгах. Видимо, справедливы упрёки, предъявляющиеся к ним: в рыхлости композиции, в некоторой хроникальности повествования, в недоработанности образов, которые исчисляются десятками в романах. Это в удачных книгах. А сколько поучительных неудач можно найти в нашей литературной практике! Часто молодой писатель берётся за создание такого многогеройного и многопланового романа с коллективом, не представив себе всей трудности задачи и просто будучи ещё творчески неподготовленным решить такую задачу.

Характерный пример тому - участник совещания Н. Волков, автор романа «Наше родное». Волков поставил перед собой интересную и большую цель - показать патриотический труд огромного миллионного коллектива торговых работников. Как человек способный, он добился некоторых удач в обрисовке главных героев, сумел опоэтизировать труд работников торговли. Но недостаточно ответственное отношение. к поставленной перед собой задаче и ещё слабая писательская подготовка не позволили Волкову справиться с задачей в полной мере. К сожалению, книга его уже опубликована в Красноярске и Новосибирске, хотя над ней следовало ещё очень много трудиться. По существу, это первый черновой вариант, который надо перерабатывать заново и переписывать ещё не раз.

Хочется подметить ещё одну черту прозы последних лет - новые решения сюжетосложения. Мы знаем, во многих книгах прошлых лет сюжет был заранее подысканным средством занимательности с разными острыми и неожиданными ходами. В последних романах о людях труда сюжеты привносятся жизненным материалом и выражают собой достоверную связь героев в событиях и конфликтах, характерных для того созидательного дела, которое поручено коллективу.

В подобных сюжетах нет примитивной прямолинейности, обнаруживаемой поклонниками и умельцами искусственных сюжетосплетеннй. Любое важное дело - новаторский почин, укрупнение колхозов, новое строительство - в такой мере сложно, настолько полно трудностей, что писатель, если только он не прибегает к упрощению и к облегчению своего труда, получает широчайшие возможности показать человека во многих проявлениях его качеств. Вспомним, сколько событий, столкновений, конфликтов, мыслей и переживаний возникает в развитии внешне несложного сюжета «Водителей»!

Такие сюжеты нужно находить в жизни. Важно знать описываемое дело - знать и самое важное в нём и многие подробности. В упомянутом большом романе Н. Строковского на сотнях страниц персонажи действуют на строительстве, а строительства нет; непонятно, что делают люди, какие задачи решают, какие преодолевают трудности. Неясна картина ни в целом, ни в подробностях. И тут уж автор просто не смог обойтись без искусственно введённого сюжета, потребовавшегося, чтобы хоть как - нибудь двигать повествование.

Несколько слов о языке. Жаль, что наши специалисты не исследуют язык и стиль произведений, в которых, мне кажется, их авторам удалось при бережном отношении к драгоценным накоплениям классической русской литературы добиться успеха в передаче особенностей языка наших современников. Язык произведений Рыбакова и Антонова, Фоменко и Трифонова, Котенко и Николаевой, Залыгина и Гранина точен, чист и выразителен, и он, главное, передаёт характерные черты языка прообразов.

Исказительство языка, которым занимался А. Белый, было призвано замаскировать путаницу и эклектизм в его мировоззрении. Излишняя живописность, кудреватость и орнаментовки языка почти всегда прикрывают бедность мысли писателя. Ясность и точность языка всегда выражают ясность и точность писательского мышления.

Современный разговорный язык передаёт характер советских людей - их целеустремлённость, деловитость, точность мысли, собранность, энергию. Высокий общеобразовательный уровень, то состояние культуры, при котором весь народ учится и много читает, привели к расчистке языка от областнических искажений, бессмысленных и паразитических слов, «одесских» словесных вывертов. Широкое участие в общественной жизни страны, привычные для миллионов людей выступления на собраниях расширили рамки обиходного бытового словаря. С другой стороны, многообразие профессий, непосредственное знакомство с наукой и техникой обогатили язык новыми понятиями и кроме того приучили к скупой и сдержанной деловой точности выражения мысли.

Все эти качества современного языка отразились в большей или меньшей мере в лучших произведениях наших новых писателей. Но при этом нельзя не признать: правильно нас ругают старшие писатели, призывая к ещё большему труду над словом. У нас мала культура

языка, не все из нас так внимательно осваивают опыт классиков, как этого требует наша профессия. Деловитость и сдержанность характера героя не означает, например, что о нём можно писать сухим и стёртым языком. А так подчас получается и у опытных и у молодых писателей. На семинарах самым крупным недостатком в работе молодых прозаиков был признан серый, стёртый и просто неряшливый язык многих произведений.

За годы после первого совещания сложились формы и методы работы с молодыми писателями; в активе Союза писателей есть добрые дела, которые нельзя не видеть. Не без участия Союза писателей пополнилась за это время на 650 человек писательская организация. Не без участия Союза буквально десятки писателей опубликовали свои первые книги и стали известны широкой читательской массе. Если обратиться к практике только четырёх столичных журналов ССП, то увидим: за четыре последних года в них опубликовано 380 произведений молодых писателей, что составляет почти половину всех напечатанных произведений. В одном лишь 1950 году Союз писателей предоставил молодым писателям - не членам Союза - 94 творческие командировки. Союз писателей ввёл в практику и вызов талантливого автора в Москву на обсуждение его творчества, и устройство творческих конференций на местах, и рекомендации произведений новых авторов журналам и издательствам после работы над этими произведениями.

Лично я, как писатель, всегда с благодарностью буду помнить поддержку, полученную мною от Союза писателей в очень трудный для моего творческого пути момент. Думаю, что о помощи Союза помнят и другие писатели с периферии, как Н. Задорнов, К. Седых, А. Пришвин, Ю. Шестакова, В. Закруткин и другие.

И среди участников совещания Ю. Коряков и В. Очеретин из Свердловска, Н. Максимов и Н. Шунднк из Хабаровска, Ф. Таурин из Якутска и другие ощутили влияние Союза, помнят, как им помогли в работе и в издании их произведений.

Вместе с тем верна критика нашей работы.

Будем же, товарищи, достойны забот, которые нам оказывают партия, правительство и великий друг советской литературы товарищ Сталин!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены