Рассказы о наших людях

Е Зозуля| опубликовано в номере №274, октябрь 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

С детства столярничал. Когда вырос, еще больше полюбил столярную работу и остался столяром. Прошло немало лет. Женился, пошли дети, и нужно было много работать, чтобы прожить с семьей.

Жил в двух маленьких комнатах. Работал на мебельной фабрике, поздно приходил из мастерской, утомленный, но дома еще мастерил, изобретал более удобные ножки к столам. Много его предложений было принято на фабрике.

Как-то выстругивал из дерева письменный прибор, и вдруг пришла в голову мысль: а что если сделать из дерева бюст вождя? Бюст Ленина? Мысль сильно взволновала его. Тщательно продумывал ее несколько дней. Поделился с женой. Жена была против: «Зря. Время потеряешь да материал...» Однако взялся за работу. Задумал сделать большой бюст.

Накупил фотографий Ленина... С захватывающим интересом прочитал воспоминания о нем, изучил его лицо. Работал по ночам. Жена ворчала, мешала, но он продолжал работать. Уже томился на фабрике, в мастерской. Тянуло к бюсту, хотелось видеть работу: с каждым днем все явственней проступали знакомые черты.

Год длилась работа. Много было ссор с женой. Были и насмешки товарищей: ишь, на что взялся!... Но бюст был готов. Хотел продать в какое-нибудь общественное учреждение, но не покупали. Говорили: «Может быть, это Летний, а может быть, и не Ленин - белесый он слишком». Тогда он покрыл бюст крепким темным лаком. Теперь уже никто не сомневался в том, что это Ленин.

Он отвез бюст в комиссионный магазин. Ему тут же заплатили 500 рублей. Он был удивлен, даже поражен, но не обрадован. Наоборот, что-то сильно укололо. Жена радовалась деньгам, но он не думал о них. Не спал ночь и чувствовал себя без бюста как бы осиротевшим. Часто заходил в комиссионный магазин и смотрел: стоит ли еще бюст? Хотелось его видеть.

Наконец, к осени бюст исчез. Спросил: «Куда продали?» Оказалось - в школу.

Пошел в эту школу. На белой лестнице, на почетном месте, на пьедестале, обитом красной материей, стоял его Ленин.

В школу начал ходить часто. Как только выдавалось свободное время, заходил в вестибюль и смотрел на свою работу.

Теперь с такой же страстью работает над новой скульптурой, трудясь по ночам и в выходные дни. Это главная его радость и главное занятие.

Она работает в Аджаристане. Ее работа - защита растений. Так называется институт, который она окончила. Институт по защите растений. Озабоченная, деловитая, она ведет очень подробные и обильные записи о каждом дереве большого совхозного сада. Она обследует причины, почему дерево растет криво, почему рост его неровен, какие причины мешают ему вовремя цвести, давать плоды, количественно и качественно нормальные. У нее внимательные глаза.

Сад расположен на крутых холмах. Она медленно взбирается на них, осторожно спускается по крутым тропинкам. Она оживленна. Говорит с улыбкой, что не знает одиночества. Не может представить себе более интересной работы. Она беседует с кустами и деревьями. Она выслушивает их жалобы или, наоборот, радостные рапорты.

Толстая тетрадка ее исписана до краев. Но к этим записям она возвращается часто. Ее работа - не простое исследование: это помощь растениям, защита их от врагов, от ветров, от более крепких соседей, от растительного эгоизма в борьбе за жизнь. Вот смотрите, как, нагло заслоняя других, тянется к солнцу этот ствол-эгоист... Сколько историй, претензий, жалоб безмолвно рассказывают девушке деревья, кусты, стволы и ветки! Есть деревья в этих необозримых садах перевязанные, поддерживаемые шестами, только что перенесшие хирургическую операцию: у них срезали больные и мертвые сухие ветки. Много деревьев по ее указанию пересаживается. Она не садовница. Она только защитница растений. Она работает с большим увлечением, и ей кажется - так говорит она, улыбаясь, - что деревья кивают ей и радостно шепчутся, когда она выходит на свою работу...

Хороший товарищ, хороший член партии, прекрасный летчик. И вдруг - изменил. Перелетел к неприятелю. Возможно ли это?

Об этом рассказывал старый летчик. И тон его рассказа был спокоен и ровен. Факт. Перелетел и не вернулся. Что ж, революция знала много предательств. Будет еще одно!

Так думали мы.

После этого - пауза. После паузы - подробности. Летчик работал в авиационной пограничной охране. Каждый день делал свои облеты. За несколько дней до исчезновения смело, героически заставил с позором бежать неприятельского разведчика. А в этот день не вернулся. Не вернулся. Перелетел через большой участок густого леса и не вернулся.

Прошло несколько дней. Все стало ясно. Его вычеркнули из списков и объявили вне закона.

... Но как же окончил свой рассказ старый летчик?

Он выпрямился на стуле, ожил и, волнуясь, добавил, что так долго думали, но это было не так.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены