Рассказ-игрушка

Михаил Пришвин| опубликовано в номере №74, март 1927
  • В закладки
  • Вставить в блог

То ли вода была холодная, то ли Кадошка еще молод и глуп, только остановился он у воды и дальше не может. Пока он думал, мы с женой подоспели и отозвали Кадошку.

Вот и весь этот рассказ. Все, что заключено в скобки, это прибавил я, остальное рассказал Старов. Обратите же внимание еще раз на рассказ, подумайте, зачем я прибавил свое.

Вы вникли, поняли рассказ совершенно, и я поясню еще с своей стороны. О журавлях, о птицах, идущих за сохой, я прибавил для того, чтобы яснее показать движение рассказа вместе с движением весны оттенить интересность параллели сельскохозяйственных работ с высиживанием яиц чибисом. Вторая особенность рассказа, это выявление им свойств самого Старова, замеченное мною еще во время ночевки в Васильевском: там моя собака, теперь чибис заинтересовывает всю семью Старова. Чтобы лучше показать, что я присочинил разговор мужика с чибисом ( - Чьи вы. - Я свойский) и значительную ударную фразу: еда, ведь, это наши».

Таким образом, труд лично мой в этом рассказе состоял, во-первых, из первоначального наблюдения семьи Старова, во-вторых, схваченная мною особенность семьи Старова позволила мне так повести беседу, что Старов рассказал мне о чибисе, в-третьих, в применении моих знаний свойств птицы чибиса (чьи вы), а также народных: быта, языка, которые помогли мне сделать в литературе как бы реставрацию устного рассказа.

Пришли так немного времени с тех пор, как я написал этот рассказ, что я не могу о нем судить: мне он сейчас очень правится. Пробовал читать понимающим людям, все они очень одобряли, некоторые были в восторге. Но нельзя вполне доверять суду литературных людей о детском рассказе. Ведь у нас есть целая серия детской литературы только для взрослых. Это искусство для эстетов, но не для детей. Пробивал я читать и детям, но дети- такая же разнообразная публика, как и мы: среди них тоже есть и эстеты, и лишенные вкуса. Лучший суд - это свой собственный суд, когда пройдет достаточно времени, чтобы рассказ сделался как бы написанным кем-то другим и достаточно накопилось материала для оценки обращения среди читателей.

Хорош ли рассказ, или так себе, мне это неважно, потому что я знаю, что в этом пути рано или поздно я добуду желанный рассказ-игрушку, в котором звери и птицы явятся нам не из странствующих по всему свету одних и тех же сказок, а из ежедневного соприкосновения с ними современного живого человека. Огромное большинство моих сочинений создавалось на почве такой же самой, как и создается теперь детский рассказ; будучи охотником и бродягой, я постоянно соприкасался с природой и земледельцами. Но, кажется, никто еще из пишущих о моих сочинениях не назвал меня крестьянским писателем. И все равно, пришлось бы мне соприкоснуться с производством фабричного рабочего, я остановил бы свое внимание только на тех рабочих, кто складывает свой долг в труде, на основе своей любви, которая у всякого мастера начинается игрой. Видите, в чем дело: уж очень я - то сам люблю свой груд, а через это постигаю всякий все равно, земледельцев, рабочих или ученых, бы он только не бессмысленным.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены