«Ранний снег» Ольги Кожуховой

А Ефремов| опубликовано в номере №913, июнь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Художественная летопись Великой Отечественной войны насчитывает, по-видимому, не тысячи, а миллионы страниц. Интерес же писательский, равно как и читательский, к этой огромной теме по-прежнему неиссякаем. За двадцать лет в литературу пришло много новых писательских имен, как правило, войной и крещенных на творчество. Но главное - в литературу пришло новое поколение читателей, тех, кто не получал писем с фронта, не слушал сводок Информбюро, для него военный роман становится жизненным первоисточником. Родившись после войны, они, сегодняшние двадцатилетние, однако, не могут не числить военные годы в своей биографии. Влияние тех лет на их судьбу было зачастую определяющим. Юношеское представление о войне формируется быстро - по двум-трем фильмам, по двум-трем книгам. Важно, чтобы в этих произведениях молодой читатель встретил не только так нужного ему настоящего героя, но и умного, тонкого и страстного собеседника, человека, видавшего войну глазами сорок первого, и сорок пятого, и шестьдесят пятого годов. С таким знающим и требовательным другом читатель встречается, беседует и размышляет в романе Ольги Кожуховой «Ранний снег».

Аннотации легко справляются с классификацией военных произведений: «танкисты на войне», «связисты на войне», «саперы...». Между тем суть любого хорошего военного произведения можно выразить однозначно: «человек на войне». «Ранний снег» - роман не о медсестрах, как сказано в аннотации, а о человеке на войне.

Человек на войне. Критика уже отмечала, что за последние годы появилось много таких военных рассказов и повестей, где главный художественный акцент сделан на изображении бесчеловечности войны. Иной раз независимо от воли авторов читатель оглушен одной лишь мыслью, охвачен одним лишь чувством: человек не должен погибать, человек не должен убивать, люди не должны, не могут воевать: это противно самой человеческой натуре. Понятное чувство. Простая, неоспоримая мысль.

Но вот в романе Кожуховой главная героиня Шура признается: «Я войне благодарна: война меня сделала человеком». Нарочитая, нескрываемая парадоксальность этой фразы приводит нас к пониманию другой важной правды о войне: война учила людей быть людьми. Для огромного большинства живущих сейчас советских людей война стала, не могла не стать главным университетам. Война крошила, терзала, калечила тела и души. Война и закаляла характеры бойцов.

Вместе с Шурой и ее подругами Женей и Марьиной этим очень непростым вещам будут учиться и все читатели романа. Но прежде всего они будут учиться ненавидеть. Такая уж это школа - война.

«Человек становится взрослым не тогда, когда ему выдали паспорт или аттестат зрелости. И не тогда, когда он в первый раз начинает любить. А тогда, когда он в первый раз всерьез ненавидит». Эти слова как будто прямо обращены к нынешним сверстникам Шуры. Трудно научиться ненавидеть в двадцать лет. Когда враг реально незрим. Когда надо вчитываться в газетное сообщение, чтобы воочию представить себе то чудовищное, что происходит вдали. Но... Вот что отчетливо осознает сегодня повзрослевшая Шура: «Человек гибнет от пули. А причина его смерти всегда одна: кто-то слишком себя берег... Человек не имеет права жалеть и беречь лишь себя одного! За время своего существования на земле он победил в себе столько мрачных инстинктов, столько выработал в своем сознании высокой ответственности и чувства долга, что может и должен побороть в своей душе еще и эту, доставшуюся ему в наследство от диких зверей живучую черствость к чужому страданию; воспитать в себе твердость, мужество всеобъемлющей мысли, не забывающей и не прощающей ничего».

Черствость к чужому страданию. Ольга Кожухова ставит предельно точный диагноз опаснейшей из эпидемических заболеваний души. Этой страшной болезни особенно подвержены юные организмы... Военная художественная литература - одно из полезных лекарств. Тягу к нравственному покою лечат душевными потрясениями.

«Ранний снег» - роман с драматическим сюжетом. На иной вкус, он даже перенасыщен событиями. Но, имея в виду огромную юношескую аудиторию, которую независимо от воли писательницы предстоит завоевать роману, его остросюжетность окажет добрую услугу. Многих привлечет в романе проникновенная глубина, свежесть его лирических, исповедных страниц.

Читать «Ранний снег» нелегко лишь тем, кто хотел бы сделать вид, что в мирное время - не на войне - можно жить тихо: и спрос не тот и заботы другие. Заботы те же, утверждает роман. «Пока пушки и танки не переплавлены на плуги, пока есть угнетатели и угнетенные, пока не сброшены в море ракеты и водородные бомбы, мир живет в постоянной тревоге: он еще разделен невидимой линией фронта... И я хочу твердо знать, что у этой девчонки с египетскими глазами такое же преданное Родине сердце, как у моих товарищей по войне». Героиня романа пользуется своим солдатским правом, чтобы задать этот вопрос каждому читателю. Ответить же на него каждому придется самому. С той высокой честностью, как это делали живые и погибшие герои «Раннего снега».

Ольга Кожухова предлагает читателям подумать вместе с ней и ее героинями о самых простых и самых сложных вещах. Этим предложением надо воспользоваться.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены