Радуга фестиваля

  • В закладки
  • Вставить в блог

XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов

Сколько человек участвовало в XII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве?

Статистика утверждает: 20 тысяч делегатов, 24 тысячи туристов из многих стран мира, тысячи и тысячи молодых москвичей. Да, все точно, и в то же время не совсем. Благодаря телевидению, газетам, журналам участниками фестиваля стали многие и многие миллионы людей. Они знакомились с теми, кто приехал в нашу столицу, переживали вместе с ними события фестиваля — а по числу самых разнообразных мероприятий, их масштабности, глубине и яркости Всемирный форум молодежи в Москве, по оценке самих делегатов, был поистине необыкновенным. Пусть простят нас другие фестивальные столицы, но такова, видно, логика фестивалей: каждый следующий, познав опыт предыдущих, вносит что-то новое и значительное в историю молодежного движения.

Просто или сложно рассказать о прошедшем фестивале? Вроде бы просто — так много ярких впечатлений, с которыми будешь жить всегда. И очень сложно: какие из них отобрать для нашего фестивального рассказа? Полным и исчерпывающим этот рассказ, естественно, быть не может: одна только программа официальных мероприятий, включенных в повестку фестиваля, занимала сотни страниц убористого текста. А сколько было неофициальных, незапрограммированных встреч, поездок, экскурсий...

Перелистаем наши фестивальные блокноты...

В Международном пресс-центре XII Всемирного фестиваля места за столом для почетных гостей занял уникальный космический экипаж — девять человек, побывавших на орбите. Журналистам было предложено задать вопросы советским делегатам, которые отсутствовали в Москве. Отсутствовали по вполне уважительной причине: они в это время находились в космосе. Туда, «наверх», был передан вопрос «Смены». Мы попросили Владимира Джанибекова и Виктора Савиных поразмышлять о том, меняет ли что-нибудь в человеке полет в космос, и если да, то что именно?

Вот что сказал Джанибеков: «Если говорить о воздействии на организм, то жизнь это, конечно, не удлиняет... А если о другом говорить, то вот что, по-моему, очень важно... Здесь, в космосе, по-иному воспринимаешь ценности, привычные для нас на Земле. Одни кажутся более важными, другие — менее важными. А главное вот что: жить надо проще. Жизнь и без того слишком сложна, чтобы ее еще больше усложнять... Наверное, любой из нас, космонавтов, разглядывая Землю из космоса, с особой остротой ощущал, что -все мы ответственны за ее судьбу. В этой невероятной безмерности наша Земля, как точно сказал Юрйй Гагарин, кажется такой маленькой, такой беззащитной...»

Потом говорил венгерский космонавт Берталан Фаркаш. Он очень внимательно слушал Джанибекова и, видимо, был полностью согласен с его словами. Но прибавил вот что: «Самое страшное, что можно себе представить, — это если космос станет полем сражения. Мне кажется, надо посадить в корабль и отправить на орбиту тех, кто этого не понимает. Пусть они полетают, посмотрят оттуда на все, что мы видим, и они вернутся на Землю другими людьми...»

Сопричастность со всем, что происходит на Земле... Фестивальные будни и праздники были насыщены этим ощущением. Ощущением всеобщей ответственности за то, чтобы не повторилось в более страшном, непоправимо страшном варианте пережитое человечеством сорок с лишним лет назад в годы второй мировой...

 

...Солнечным воскресным утром вместе с делегатами фестиваля мы приехали на Поклонную гору. Здесь, как известно, сооружается монумент в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Совместное участие молодежи разных стран в большой трудовой акции — одна из давних традиций фестивалей. Помните, на I Всемирном делегаты восстанавливали сожженную гитлеровцами чехословацкую деревню Лидице. В Будапеште, в дни П фестиваля строили стадион. На Московском форуме молодежи в 1957 году был заложен Парк Дружбы. Вот и сейчас фестиваль надел рабочую спецовку.

Идет бетонирование широких площадок-ступеней. Пять ступеней — пять лет войны. Там, где вяжут арматуру ребята из Мексики, Перу, США, Коста-Рики, — год 1944-й...

Что знают о прошлой, самой жестокой и кровопролитной войне молодые, с задором орудующие лопатами ребята? Мы спросили об этом симпатичного бородача.

Пол Крехбил — американец из штата Теннесси, редактирует газету объединения рабочих-мебельщиков.

— Война? — переспросил Пол. — Войну помнят в нашей семье. О ней часто вспоминает мой отец, бывший моряк. Он воевал на Тихом океане. Наши страны были союзницами в борьбе с фашизмом, и сегодня мы гораздо активнее могли бы сотрудничать в самых различных областях. Я верю, что такое время придет.

Тоня Войтик, хрупкая светловолосая девушка, приехала на фестиваль из Белоруссии. Она пионервожатая в Красношвабской средней школе Минской области.

— Мое село, — говорит Антонина, — совсем недалеко от Хатыни. О судьбе этой огненной деревни знает весь мир. А в наших местах фашисты расстреляли и замучили 682 человека — число потерь помогли установить пионеры. Как только Памятник Победы будет построен, приеду сюда со своими ребятишками — пусть посмотрят, где работали делегаты ХП Всемирного.

На нашем редакционном столе стоит синеватый, цвета неба, бумажный журавлик. Это подарок японки Кодамы Нобуми, служащей префектуры города Такамацу. В перерыве между дискуссиями Кодама собирала подписи под обращением жителей городов Хиросимы и Нагасаки о скорейшем и полном запрещении ядерного оружия. Поставили свои подписи под этим документом и мы.

260 тысяч жизней, превратившихся в пепел, пар, тень, унесли две атомные бомбы, одна из которых, сброшенная на Хиросиму, словно в насмешку, звалась «Малыш». И все же из этого ада вышли живыми люди, чтобы рассказать потомкам о той трагедии, предостеречь их, не дать забыть о ней.

— Вдруг наступила почти непроглядная тьма, хотя было утро... — рассказывал участникам фестиваля 57-летний Акира Исида. В сорок пятом ему было семнадцать. Он ехал в трамвае вместе с братом, который вскоре умер от лучевой болезни. Акира увидел ослепительную вспышку и в тот же миг потерял сознание. Он очнулся среди мертвых тел — мертвые, приняв на себя смертельную дозу радиации, спасли ему жизнь.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Владимир Высоцкий

Театр и песня

Ольга Мостепанова

Спортивный автограф

Как воздух невесом

Оренбургский пуховый платок...