Радость труда

И Шамет, С Карамоленко| опубликовано в номере №332, август 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

Социализм и труд неотделимы друг от друга. И. Сталин

Советский писатель, побывавший в одной из капиталистических стран, рассказывал о своем разговоре с мальчиком - продавцом.

- Ну какая у меня жизнь! - говорил мальчик. - Вот я ее вижу отсюда всю до конца. Она пойдет не дальше вон той конторки. Если меня не выгонят хозяева, если умрет старший продавец (у него, говорят, язва желудка), тогда меня, вероятно, назначат на его место. Ну вот и все... Вон до той конторки два с половиной метра...

Четыре - пять шагов! Вот и все, что сможет пройти этот мальчик за долгие годы унылого труда. Несколько шагов, словно в тюремной одиночке!

Разве можно любить такой труд?

У автомобильного короля Форда в Америке человек, работая у конвейера, всю жизнь ставит деталь № 46 и завинчивает гайки №№ 17 и 18. Цель его жизни - деталь и две гайки.

В капиталистическом обществе пролетарий вынужден работать на эксплуататора, продавая ему свою рабочую силу. Рабочая сила есть товар, которую капиталист покупает на рынке, как любую другую вещь. «При капитализме труд имеет частный, личный характер, - говорит товарищ Сталин. - Выработал больше, получай больше и живи себе, как знаешь. Никто тебя не знает и знать не хочет. Ты работаешь на капиталистов, ты их обогащаешь? А как же иначе? Для того тебя и наняли, чтобы ты обогащал эксплуататоров. Ты не согласен с этим, - ступай в ряды безработных и прозябай, как знаешь, - найдем других, более сговорчивых. Поэтому - то труд людей не высоко ценится при капитализме». Как бы подтверждая эту сталинскую мысль, журналистка Мексин Девис в своей нашумевшей книге «Потерянное поколение» приводит рассказ директора одного крупного магазина, который решил брать на работу девушек, окончивших колледж. В прошлом лифтершами работали негритянки. «Негритянки начали докучать нам своими требованиями о повышении заработной платы. Мы прогнали их тогда и вместо них взяли американских девушек, учившихся в колледже. Когда мы написали в газете, что белые девушки с образованием могут у нас получить работу в качестве лифтеров, мы были буквально засыпаны предложениями».

В условиях капитализма из рабочего выжимают все, что он способен дать, а потом выбрасывают его на улицу, не обеспечив никакими средствами существования.

Капиталист всегда ищет дешевой рабочей силы, для того чтобы больше получить прибыли. Поэтому очень часто взрослых рабочих на капиталистических фабриках заменяют женщинами и детьми - более дешевой рабочей силой. В рядах японского пролетариата насчитывается более миллиона женщин, среди них 20 проц. девочек моложе 16 лет. Дети в Японии работают по 10 - 12 часов в сутки. В Англии, кичащейся своей демократией, на фабриках и заводах работают 3 миллиона подростков, юношей и девушек, в возрасте от 14 до 25 лет. Большинство из них получило только начальное образование: нужда и голод не дали им возможности учиться. Женщины в Англии работают и вырабатывают столько же, сколько мужчины, но получают они в два раза меньше мужчин, только потому, что женщина «не является главой семьи».

Труд для рабочих капиталистических стран - тяжелая, унизительная, а иногда и поистине каторжная обязанность.

Правда, никто не заставляет рабочего делать тяжелую, отупляющую работу, превращающую человека в автомат. Он «свободен» и в любой момент может уйти, куда хочет, но это мнимая свобода. В США 10 - 12 миллионов безработных, и бросить работу - значит добровольно обречь себя на голодную смерть.

Уродливая система отношений, созданная капитализмом, приводит к тому, что труд делается бессмысленным, лишенным творческого содержания. Работа, /выполняемая человеком, может быть очень важна для общества, но сам работающий не сознает этого, он выполняет свои обязанности механически, без любви и интереса к своему делу. Происходит это потому, что между работником и обществом, для которого он работает, становится капиталист, присваивающий себе плоды его труда.

В капиталистическом обществе труд творческий, осмысленный и труд ради заработка не только не совпадают, но часто противостоят друг другу как непримиримые противоположности.

Едва ли можно придумать более потрясающий пример трагедии творческого труда, чем тот, о котором рассказал в своих «Воспоминаниях» гениальный французский композитор Гектор Берлиоз: «В то время, когда состояние здоровья моей жены сулило еще кое - какие надежды на улучшение и требовало больших издержек, как - то ночью я увидел во сне, будто сочиняю симфонию. Проснувшись на следующее утро, я припомнил почти целиком первую часть. Я подошел к столу, чтобы приняться записывать, как вдруг в голову мне пришла следующая мысль: если я напишу эту часть, я поддамся искушению дописать и все остальное. Я употреблю «а это 3 или 4 месяца полностью... Моя больная будет лишена всего необходимого, у меня не будет средств ни на личные расходы, ни на содержание сына, собирающегося отправиться в учебное плавание на корабле.

От этих мыслей мороз пробежал у меня по коже, и я бросил перо, говоря: ба! завтра я забуду симфонию! Следующую ночь симфония упорно появлялась в моем мозгу. Я проснулся в лихорадочном волнении и, напевая тему, которая по характеру и форме мне чрезвычайно нравилась, поднялся было... но вчерашнее соображение меня удержало и на этот раз.

Я старался не поддаваться соблазну, я судорожно старался забыть ее. Наконец, я заснул, и на следующее утро при пробуждении всякое напоминание о симфонии исчезло действительно навсегда».

Повседневная борьба за хлеб заставила композитора пожертвовать драгоценными для него творческими замыслами, предпочесть им тусклую, (безрадостную поденщину. Это явление невозможно в социалистическом обществе, где впервые в истории человечества открыты все дороги талантам, где труд стал делом чести, делом славы, делом доблести и геройства.

С тех пор, как рабочие и крестьяне нашей страны, руководимые партией Ленина - Сталина, свергли буржуазию и помещиков и установили диктатуру пролетариата, трудящимся впервые в истории человечества предоставлена возможность работать на себя, на свое государство. Труд в Советской стране не является тяжелым и зазорным бременем, каким он был при капитализме.

Двадцать лет тому назад Ленин писал:

«Веди аккуратно и добросовестно счет денег, хозяйничай экономно, не лодырничай, не воруй, соблюдай строжайшую дисциплину в труде, - именно такие лозунги, справедливо осмеивавшиеся революционными пролетариями тогда, когда буржуазия прикрывала подобными речами свое господство, как класса эксплуататоров, становятся теперь, после свержения буржуазии, очередными и главными лозунгами момента».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены