Рабочие – изобретатели

опубликовано в номере №17, ноябрь 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

Этим т. Берзин принес неоценимую пользу всему заводу, сэкономив заводу много сотен тысяч рублей.

Изобретательская горячка разгоралась все больше и больше.

Рабочие токарного цеха при участии Крафтера, слесаря Сидина усовершенствовали фрезерный станок для тормозных лап. Прежде на этом станке офрезировывалось семь штук в день. А после переделки станок начал выпускать не менее 30 штук в день.

Благодаря этому, время обработки лапы сократилось с 25 минут до 7.

Тов. Крафт и Сидин не удовольствовались этим. Вместе с т. Ливиным, Крафт придумал способ быстрой обработки «крана машиниста» на тормозе Вестингауза. Обработка его была настолько трудна, что в день можно было обработать всего три - четыре штуки. После усовершенствования станка стало возможным обрабатывать в день до десяти штук.

Много стальной проволоки портилось во время изготовления тормозных пружин. После долгих опытов т. Крафт, накаливая проволоку электрическим током и наматывая ее, добился полного отсутствия «брака» и опять сберег заводу много денег. -

Тов. Сидин сделал столько разных усовершенствований, «что один простой, сухой перечень занял бы много места.

Работы его, простого слесаря, направлены были большей частью к тому, чтобы придумывать такие «шаблоны», которые позволили бы выпускать весьма точные инструменты. От этого зависела в большей степени борьба завода с Вестингаузом. Тов. Сидин много поработал над этим.

И, в конце концов, рабочие - изобретатели добились своего. Государственный тормозный завод начал выпускать тормоза дешевле Вестингаузовских. Простые рабочие руки, железная воля и ясный ум токаря - директора Ливина, Берзина, Сидина и Крафта победили Вестингауза...

И завод полностью не удовлетворяет потребности. К тому же несколько корпусов сгорело во время пожара. Заново приходится начинать работу. Из кусков стряпать оборудование.

Но самое главное - способ производства несовершенен. И рабочему Бэлашу, возвратившемуся с фронта, работы по горло. Он не может равнодушно смотреть на то, как отсевка фарфоровой глины производится вручную. И, через некоторое время, он уже дает механический способ выполнения этой работы.

Обыкновенно после просевки и размола глина, из которой изготовляются изоляторы, превращается в особую тестообразную массу. Формовка изоляторов по ней происходит из двух половин. Эти половинки затем должны сращиваться (соединиться) в горне (Печи), и вот тут - то вся беда. Во время сращивания изолятор рассыпается, и, таким образом, получается брак. И брака много: из ста штук, поступающих в горн, в целости оставалось только тридцать изоляторов. И Бэлаш опять придумывает особый способ, позволяющий формовать изолятор целиком из одного куска. Первая проба обжигания в горне из ста пятидесяти штук дала ноль брака.

Выточка изоляторов производилась на вертикальном веретене, а их нужно было придерживать руками. Такой способ давал всего лишь 18 изоляторов в день. И рабочие во главе с Бэлашом взялись за усовершенствование этого способа обработки. Скоро им удалось достигнуть блестящих результатов. Обыкновенный токарный станок с особым приспособлением, придуманный ими, начал давать 140 штук, вместо прежних 18.

Своей смекалкой тов. Бэлаш сумел завоевать авторитет на заводе. Всюду, где только слабое место, где - прореха, где техническая отсталость, посылают Бэлаша справиться с недочетом. И он справляется получше другого инженера.

Но не всегда так гладко сходит изобретателям их упорная тяжелая работа. Сплошь и рядом им приходится сталкиваться с противодействием администрации и инженеров, которые нередко всячески тормозят эту работу.

Пример этого - тов. Сядук, рабочий завода «Каучук», коммунист.

Камерное отделение, где работает теперь т. Сядук мастером, склеивало автомобильные камеры. Это было одно из самых губительных по работе отделений. Клейка представляла большую трудность. Подвижная резина плохо клеилась, и для клейки приходилось употреблять весьма вредные вещества.

Рабочим приходилось ежедневно, во избежание отравление, выдавать по две кружки молока. На склеивание стыка уходило много резины, - около десяти сантиметров. Если камера попадала в температуру свыше десяти градусов выше нуля, стык лопался. Это страшно нервировало рабочих, а шофера постоянно кляли советское производство, будучи вынуждены менять часто камеры. Миллионы летели в воздух. Военное ведомстве резко поставили вопрос. Сядук на чал думать, и додумался.

Дело в том, что клейка была трудна, потому что стык нельзя было склеивать ни на какой опоре, потому что после склейки эта опора осталась бы в камере, и ее нельзя было бы вынуть, так - как в камере было только, маленькое отверстие, куда прикреплялся вентиль, через который шофер накачивает воздух. Несмотря на то, что задача казалась почти неразрешимой, Сядук разрешил это таким образом:

Он брал особый плоский прорезиненный шнурок, сматывал его в клубок в виде патрона, надсаживал на этот патрон концы камеры, подвергающейся склейке, склеивал их, а патрон - клубок, который оставался в камере, вытягивал, просто-напросто разматывая его через маленькое вентильное отверстие.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Хроника великих дней

Как развивались октябрьские события