Рабочие – изобретатели

опубликовано в номере №17, Ноябрь 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

ВМЕСТЕ С ВЕЛИКИМ ОКТЯБРЕМ, родилась у нас новая порода людей - рабочие - изобретатели. Родилась, прочно встала на ноги и теперь упорно и неуклонно растет.

И это уже не прежние фантазеры и взбалмошные искатели «вечного двигателя», а сознательные участники советского производства, болеющие душой за все его недостатки, за всю его отсталость от Западной Европы. Порою, будучи малограмотными, они обгоняют даже Европу, несмотря на, подчас, организованные преследования некоторых инженеров и профессоров, заседающих в технических комиссиях главков и трестов и не могущих равнодушно видеть, как эти мозолистые, заскорузлые руки творят то, что было правом их умов и белых пальцев.

НА ЛЕСНОЙ УЛИЦЕ - Государственный тормозной завод бывш. В. Э. К., а в Рыбинске завод американского «тормозного короля» Вестингауза.

Оба они выделывают особые тормоза, употребляемые в пассажирских вагонах, паровозах, трамваях.

Когда - то в начале революции «тормозной король» - Вестингауз был единственным поставщиком тормазов для транспорта и мечтал заполучить концессию на наш молодой завод в Москве, лишив, таким образом, нас последней возможности конкурировать с ним.

И уже был почти решен вопрос о передаче.

А, между тем, теперь - чахнет и хиреет завод «тормозного короля», не выдерживая конкуренции с нашим молодым советским заводом.

Почему?

Рожденная Октябрем, новая порода рабочих - изобретателей отстояла свой завод, не дала его в руки Вестингауза.

Пока тянулась волынка с передачей, - весь завод, вместе со своим директором токарем Ливиным - бесповоротно решил:

- Не сдадимся, улучшим производство, обгоним Вестингауза.

Бегал токарь Ливин: Суетился возле станков.

- Поднажми, ребята...

И ребята вместе с директором «жали»...

В токарной мастерской, где точили крупные части, был обыкновенный станок - самоточка. На этом станке растачивали цилиндры для тормозов. Всего одну штуку в день. И Ливии задумался над тем, как бы усовершенствовать станок.

Энергично взялись за переделку и сразу же - блестящие результаты. Станок начал вытачивать вместо одного - пять цилиндров. Добились того, что на нем работает теперь сразу шесть резцов и растачивают не только внутреннюю часть, но и снаружи два флянца одновременно. К тому же выточка идет в высшей степени аккуратно и точно, допуская неточность всего на всего две сотых миллиметра. И этого еще мало. Отточка стала настолько гладкой, что не требует никакой шлифовки, между тем, как на всех остальных станках после выточки обязательна самая тщательная шлифовка. Чугун можно теперь брать уже более плотный что гораздо выгоднее..

Тов. Берзин, коммунист, калильщик литейного цеха, ломал голову над способом цементировки металлов.

Дело в том, что резец, фрез или какой - либо другой инструмент для обработки металла должен быть особенно крепок. Для этого его «цементируют», т. - е. помешают в особый состав, за которым приходилось обращаться за границу.

Над задачей изобретения более дешевых цементирующих материалов работало много лучших заграничных инженеров, и все работы их были тщетны. Но велика любовь Берзина к заводу, еще больше его ненависть к Вестингаузу.

И он, после упорных трудов и опытов, натыкается на крайне интересный способ цементации, древесными березовыми опилками. Прямо из - под пилы - 50 к. мешок. Испытание его изобретения дало блестящий результат.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере  читайте о «Фаусте петровской эпохи» загадочном Якове Брюсе, об Александре Ланском - одном из фаворитов Екатерины II, о жизни и творчестве Михаила Лермонтова, о русском и американском инженере-кораблестроителе Владимире Ивановиче Юркевиче, о популярнейшем актере Андрее Мягкове. О жизни и творчестве русского художника Ореста Кипренского и многое другое



Виджет Архива Смены

в этом номере

Хроника великих дней

Как развивались октябрьские события

С чего начать?

Первые шаги кружка химиков-комсомольцев