Рабочая симфония

Ф Родионов| опубликовано в номере №845, август 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

Остроносый, похожий на ежа Юра Мальков коротко проинформировал:

– Стоял полтора часа. Не было чертежей. А каждый поход за резцами в кладовку отнимает минут тридцать.

Так минута за минутой набежали эти проклятые пятьдесят часов. И вот теперь сидят Юрий Осипов и Николай Александрович Чернов и анализируют каждую цифру. Анализируют скрупулезно, с пристрастием. Я смотрю на них и обнаруживаю, что они очень чем-то друг на друга похожи. Нет, не лицом и фигурой... Бывают сходства чисто внешние: цвет волос и кожи, овал лица, разрез глаз. Но есть еще и духовный портрет, который рождается из общности судеб, интересов, труда. Именно это, видно, и роднит Чернова и Осипова. Юрий – потомственный электросиловец, его мать еще и сегодня работает здесь, а отец погиб в сорок втором, при прорыве блокады Ленинграда. Николай Александрович тоже совсем молодым пришел на завод и начинал простым фрезеровщиком, потом, как Юрий сейчас, учился без отрыва от производства. И вот теперь стал начальником цеха. Они очень похожи друг на друга – начальник цеха и фрезеровщик. И, пожалуй, стороннему глазу не угадать, кто из них командир производства, а кто простой рабочий.

Наконец Николай Александрович отрывает от блокнота взгляд и заключает:

– Все правильно. Спасибо, комсомол. Соберем цеховой актив – разберемся...

А мне в это время на секунду приходит в голову совершенно нелепая мысль: а что, если бы вот так, допустим, где-нибудь в США рабочий начал вмешиваться в дела начальства! Что было бы! И тут же вспоминаю – было, было такое в Детройте, на фордовском заводе. Вмешались однажды рабочие и на следующий день оказались на улице без работы...

Вот тебе и свобода! Что ж, видно, не случайно сейчас многие американские социологи утверждают, что свобода – это всего лишь умонастроение человека, а не его политические и социальные права. Некий М. Хилд так прямо и пишет об этом черным по белому: «Свобода – это скорее психическое и духовное качество, нежели процесс социальной организации».

– Все это очень нехитрая софистика. Свобода без права – генератор на холостом ходу. Вал крутится, а толку нет, – комментирует слова Хилда «пресс-атташе» участка фрезеровщик Толя Иванов. Толя – студент факультета журналистики Ленинградского университета. А сегодня на цеховом стенде я видел заводскую многотиражку с его заметкой. В ней он «пушил» руководство за небрежное отношение к рационализации. Мы сидим с Толей в тесной конторке цеха. За распахнутой дверью трудяги-краны плавно несут по воздуху массивные тела валов будущих электромашин, шныряют крикливые автокары.

– А ты возьми ребят с нашего участка. Ведь это ж настоящее правительство! Да ты не улыбайся. Шутка шуткой, а ты смотри: есть у нас свой президент – Толя Леонтьев, министр просвещения – Нина Иванова, председатель госконтроля – Марк Фельдман, комиссары милиции – Миша Груничев, Саша Колесников, Миша Окунь, министр машиностроения – Юрка Осипов...

Слова Анатолия покрывает грохот крана, проносящегося над нами. И пускай не слышно сейчас бетховенских аккордов, я все равно очень остро ощущаю мощные ритмы труда, которыми живет цех. Плывут от станка к станку заготовки. С фрезерного на токарный, с токарного на расточный, с расточного на сверлильный... Рождаются электромашины, которым завтра крутить валы прокатных станов, выдавать на-гора уголь, давать силу тысячам больших и малых механизмов, двигать поезда.

Ритмы труда захватывают людей. И труд здесь больше, чем просто рабочий процесс. Он делает людей строже, подобранней, энергичней. Дает им силу и мудрость. И они управляют государством, реконструируют производство, борются с бесхозяйственностью, растят пионерскую смену.

И на память приходят слова еще одного модного на Западе социолога, Уилфреда Тротнера: «Мы, по-видимому, вынуждены принять ужасную гипотезу, что в самой основе и сущности всех человеческих созидательных социальных усилий заключен принцип смерти, что не существует такого прогрессивного импульса, который не истощился бы...»

Дикая гипотеза! Она могла родиться только в мире, где труд принижен до роли слуги капитала, подчинен алчности и стяжательству. И как это здорово, что каждый день нашей жизни опровергает подобные гипотезы! Потому что неиссякаемым импульсом нашего общества является труд.

Пятьдесят простых советских тружеников – пятьдесят представителей Советской власти. В недрах коммунистического труда рождается не только самая высокая производительность, не только новый рабочий, но и прообраз будущей общественной организации коммунизма – рождается подлинное народовластие.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

След обрывается у моря…

История, рассказанная офицером пограничных войск