«Пятилетка»

Н Бирюков| опубликовано в номере №593, февраль 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

С разрушением каменистых пород в наших мыслях привычно увязываются взрывчатка, тяжёлые молоты, острые стальные зубья... А здесь эту разрушительную деятельность выполняет вода. Из жерла гидромонитора с огромной силой и скоростью выбрасывается струя, способная не только размывать породу, но и резать гранит.

В высокой башне между двумя барабанами натянута цепь из литых ковшей с козырьками. Своими черпаками землечерпалка может забирать грунт на глубине пятнадцати метров, поднять его, с высоты двадцати трёх метров сбросить в специальный колодезь и отсюда выбросить пережёванную земляную кашицу на расстояние в километр. С помощью своих машин и гребных винтов она легко может переходить с одного участка на другой, по пути расчищая и углубляя любое мелководье.

Землечерпалка «Пятилетка» в состоянии развивать скорость до восьми морских узлов, а производительность её - до семисот пятидесяти кубометров в час.

Коллектив завода «Красное Сормово» сначала предполагал сдать земснаряд в эксплуатацию во второй половине 1952 года, но строители Куйбышевской ГЭС обратились с просьбой сделать это чуть ли не на год раньше, и сормовичи пообещали выполнить просьбу.

Я был на Сормовском заводе в эти горячие дни. Багровая, как зарево, «Пятилетка» стояла в гавани, одетая в строительные леса. Электросварщики, загораживая лица щитами, сваривали трубы секции. Подъёмные краны осторожно опускали на палубы детали машин. Работа шла день и ночь.

Спустя несколько дней мне довелось присутствовать на совещании актива комсомола, подводившего итоги выполнения заводами Горьковской области заказов великих строек коммунизма. С трибуны этого совещания комсорг ЦК ВЛКСМ на Сормовском заводе Борис Шахматов рассказал о решении комсомольской организации взять контроль над строительством «Пятилетки».

А вскоре в цехах и отделах завода работало уже более пятидесяти контрольных комсомольских постов.

«Ждёт стройка коммунизма!» - и электросварщики давали по две, по три нормы за смену.

«Ждёт стройка коммунизма!» - и Евгений Котов, Валентин Волков, Юрий Гадаев, Алексей Вавилов и другие члены общезаводского контрольного поста сутками не выходили с территории завода. Они появлялись на судне, в цехах, в конструкторском бюро, в парткоме, в кабинете директора...

В обеденный перерыв у стен корпусов и в скверах вспыхивали летучие митинги. И молодёжь и кадровые рабочие, воодушевлённые самоотверженностью комсомольцев, вставали на стахановские вахты.

... Слишком большими отрезками измеряет время календарь - месяц, недели, сутки... На монтаже «Пятилетки» измерение времени было переведено на минуты и секунды.

Сентябрь был здесь поистине фронтовой. В октябре я получил письмо из комитета комсомола: «Все механизмы уже установлены на судне. Полностью подобрана команда, которая едет вместе с «Пятилеткой» и будет проводить испытание и сдачу судна на месте строительства. В команде 16 наших комсомольцев. Из них мы создали комсомольскую группу во главе с Иваном Митюревым, слесарем судомонтажного цеха № 1».

А в ноябре «Пятилетка» была уже у Жигулей и начала рытьё траншеи в подводной части котлована для создания будущей земляной перемычки.

Правый берег Волги. Передний край великой стройки. Сейчас, когда река скована крепким льдом, работа здесь не затихает. Каждый день, каждый час на учете у строителей. Нужно до весны сделать у берега широкую, уходящую далеко в реку перемычку, которая выдержит напор полых волжских вод. Основанием такой перемычки будет служить металлический забор, состоящий из плоских стальных свай - шпунтов. Затем земляные снаряды намоют широкую песчаную преграду - и весенняя Волга не страшна. Ее воды не снесут перемычку, не зальют котлована, отрытого на берегу для фундамента здания гидростанции.

Таков расчет. Расчет точный, распределенный по дням. Но вот перед строителями встала новая трудность: в одном месте шпунт не забивался в дно Волги. В этом месте залегали твердые скальные грунты, нужно было, прорыв траншею, их вынуть, заполнить траншею песком и уже в новый, искусственно намытый грунт забить шпунты, чтобы замкнуть металлическую цепь перемычки.

Прорыть траншею и было поручено команде землечерпалки «Пятилетка».

... Утро. Пробили склянки. В рубке сменились багермейстеры. Сейчас на вахте сменный багермейстер Вячеслав Топталин, секретарь комсомольского комитета судна. Перед ним пульт управления. Нажатием кнопки, переводом рычага, одним лишь сигналом багермейстера приводятся в движение сложнейшие механизмы, моторы и лебедки.

Вот сейчас Вячеслав дает команду опустить раму на грунт, и тяжелые ковши начинают со дна реки соскребать тяжелый каменистый грунт.

На вахте сменные механики, электрики, машинисты в большинстве молодежь. Подняла на мостик лебедчик комсомолец Александр Медиков.

Он следит, чтобы рама не углублялась, брала ровный слой грунта из траншеи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены