Пять перевалов

Ю Борисоглебский| опубликовано в номере №341, май 1941
  • В закладки
  • Вставить в блог

Все началось с рассказов Яна Мархлевского. Он побывал как-то летом в горном селении Псху, побродил по его окрестностям и теперь уверял, что лето без узких горных троп, снежных перевалов и альпийских лугов - пропащее лето. Так нас пленили его рассказы, что скоро мы ни о чем другом и думать не хотели.

Кончилось тем, что мы организовали туристскую группу в 14 человек и начали уговаривать нашего классного руководителя Альфонса Карловича Люббе, опытного туриста, чтобы он возглавил наш горный поход. Маршрут мы выбрали такой: от Сухуми через перевал Доу в Псху, оттуда, через Санчарский перевал Главного Кавказского хребта, в поселок Архыз; потом, другой уже тропой, по долине реки Пшиш, через перевалы Наурский и Чамашха, обратно в Псху и дальше на Красную Поляну. На этом последнем этапе пути предстояло в третий раз пересечь Главный Кавказский хребет через Анчхарский перевал.

Альфонс Карлович посмотрел карту, на которую мы нанесли этот маршрут, и, помолчав, ответил:

- Очень хорошо. Но мы поговорим об этом после экзаменов.

И только тогда, когда испытания благополучно кончились, сказал:

- Ну, вот теперь мы пойдем... Началась подготовка, к путешествию. Мы чертили карты похода, занимались топографией, тренировались в ходьбе.

... И вот, наконец, с рюкзаками за плечами мы вышли из Сухуми по узкой, извилистой тропе и направились сквозь лесную чащу в горы. И горы обступили нас. До сих пор стоят у меня перед глазами картины этого путешествия.

Вот мы идем по долине реки Псыш. Деревья высотой в 30 - 40 метров, толщиной в 3 - 1 человеческих обхвата теснятся вокруг. Выше, где кончаются леса, расстилаются ярко-изумрудные альпийские луга. Я первый раз в жизни видел траву выше роста человека. В Бзыбской долине мы даже заблудились в этой высокой траве: она скрыла от нас тропу - и мы так и заночевали на лугу, а на следующий день продолжали путешествие по компасу, путаясь в зеленых зарослях. Выше альпийских лугов идут скалы, серые крутые обрывы, по которым шумят водопады и водопадики: это тают снега на вершинах гор. А кругом, величественно поднимаясь к небу, стоят снежные вершины, недоступные, молчаливые, чуть прикрытые серыми облачками, которые лепятся где-то сбоку, на склонах.

Но приходилось не только любоваться красотами природы: часто мы попадали в трудное положение, и нужна была большая выдержка и выносливость, чтобы выйти из него.

Вот, например, Санчарский перевал, высота - 2500 метров. Ночь застала нас на самом перевале. Мы расположились на ночлег среди острых скал. Разжечь костер и поставить палатку нет возможности: так крут склон перевала. Поужинав сухарями и плиткой шоколада, мы кое-как укрепились меж камней, но заснуть не удалось: начинался дождь, холод пронизывал тело.

Утром, утомленные бессонной ночью, мы совершили спуск по северному, снежному склону перевала. Спуск крут, ноги скользят по снегу. Держась за веревку, мы гуськом двигаемся за Альфонсом Карловичем, который прорубает ступеньки в ледяной коре. Неверный шаг - я ты покатишься под обрыв, где громоздятся скалы.

Еще труднее был переход через Наурский перевал, где вас застиг туман.

Снег. Тропы нет. В двух шагах ничего не видно. А тут еще пошел дождь. Мы сели на скалу, торчавшую из снега, и, накрывшись палаткой, тесно прижались друг к другу, чтобы хоть немного согреться.

- Я пойду на разведку, попытаюсь найти перевал, а то мы тут замерзнем, - сказал Альфонс Карлович. - Ждите меня.

И он скрылся в тумане.

Мы ждали часа три, начали уже беспокоиться об Альфонсе Карловиче и хотели отправляться на поиски, но тут неожиданно, к нашей общей радости, раздался его веселый голос.

Опять мы, держась за веревку, стали карабкаться вверх, к вершине перевала. Исцарапали в кровь руки о твердую корку снега, порвали брюки. Но все лезли и лезли дальше, сквозь туман.

И, наконец, когда добрались до самой вершины перевала, туман внезапно рассеялся, над нами заблестело голубое небо, и яркое солнце весело осветило горы Главного Кавказского хребта, уходившие снежной цепью в серую дымку дали.

На перевале мы сложили из камней пирамидку и спрятали в нее банку из-под бульонных кубиков, в которую положили записку с нашими фамилиями. Два года уже на этот перевал никто не поднимался, поэтому-то и исчезла тропа, ведущая к нему.

Наурский перевал многому нас научил, и дальнейший путь казался нам уже легким.

• В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.