Пути будущего

П Лопатин| опубликовано в номере №105, июль 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

III. Москва – Полярный океан – Америка – Китай. Вдоль северных берегов Сибири

Наш проект Великого северного воздушного пути проходит по иным землям. Он несколько длиннее, чем путь через Северный полюс, но зато он лежит над исключительно богатой землей, возможности которой неисчерпаемы: мы хотим провести его вдоль берегов нашей Сибири. Его направление, примерно, таково: Ленинград - Архангельск - устье Печоры, Енисея, Лены и, наконец, - остров Врангеля. Здесь, на острове, узловая воздушная станция, от которой расходятся три пути: на Нью - Йорк, на Сан - Франциско и третий - через Петропавловск на Камчатке в Токио и Пекин.

И, если там, на заграничном пути - лед, снег и (Неизвестность, то у нас здесь - золотые и платиновые россыпи, серебряные и свинцовые руды, медь, каменный уголь, железо, самородная ртуть, камни - самоцветы, соль, нефть, пушнина, лес, рыба. И все это ждет только хороших путей, чтобы стать центрам промышленной жизни нашего Союза.

Кое - что в осуществлении нашего проекта Северного пути уже сделано; большую же часть придется сделать в ближайшие годы.

Узловая воздушная станция – остров Врангеля

Прежде всего - узловая воздушная станция нового пути - остров Врангеля. И мы, и заграница прекрасно понимаем, что значение его для нового пути громадно. И последние годы проходят в настойчивой борьбе за обладание этим островом.

Как и следовало ожидать, англичане первые решились завладеть этим затерявшимся в море кусочком земли. В 1921 году, при поддержке недоброй памяти лорда Керзона, остров Врангеля был объявлен принадлежащим к землям «его величества короля Георга английского», и на него высадилась партия англичан во главе с канадцем Кроуфордом. В 1923 году Керзон посылает на остров новую партию людей. Но природа сама оказалась против англичан: вторая партия нашла на острове только одну эскимоску. Все остальные погибли.

Такая настойчивость англичан, не считающаяся с человеческими жертвами для захвата острова, заставила советское правительство принять энергичные меры к защите своей территории. В 1924 году пароход «Красный Октябрь» с громадным трудом подходит к острову, забирает на свой борт английских захватчиков и высаживает их во Владивостоке. Но этим дело не ограничивается. В 1926 году на остров Врангеля высаживаются 60 советский: граждан - первых коренных советских жителей острова.

На следующий 1927 г. советское правительство делает второй шаг для завоевания великого северного пути: летом организуется первый в истории авиации длительный полярный перелет на одномоторных самолетах к острову Врангеля. На пароходе «Колыма» из Владивостока направляются на север два самолета.

Перелет к о. Врангеля начался 15 июля 1922 г. Плавающие льды долго мешали взлету самолетов, но все - таки одному из них удалось, наконец, оторваться от воды и взять направление на остров.

Пять часов пушит мотор самолета. Пройдено (уже больше 600 километров, а под ним по-прежнему лежит (Северный океан, загроможденный льдами, спуск на которые - верная смерть... В баках самолета остается все меньше и меньше бензина... Как - то незаметно все гуще и гуще становится пелена откуда - то подкравшегося тумана, обволакивающая все вокруг белой, непроницаемой для глаза завесой...

Летчик понимает, что очередные 1/4 часа решат участь самолета. Бели он обгонит туман и достигнет острова тогда, когда тот еще не покроется оплошным облаком тумана, и когда еще останется бензин в баке - тогда жизнь. Если же туман обгонит самолет и будет истрачена последняя капля бензина - тогда неизбежная смерть в покрытом льдами Полярном океане. И только когда рушилась последняя надежда, вдали сквозь пелену тумана показались очертания острова. Самолет опустился у берега, имея бензина в баках на 7 минут полета. Второй самолет лишь на следующий день после тяжелого перелета добрался до опередившего его товарища.

Пробью день на острове, доставив туда все необходимое, они отправились в обратный путь, пройдя благополучно сотни верст к устью Лены и вдоль ее течения до города Иркутска.

Так закончилась бесконечно смелая, первая в истории авиации попытка полярной воздушной экспедиции на малосильных небольших моторах.

Генеральное наступление

За первой прошлогодней попыткой наметить направление нового, советского северного пути, в этом году летом (июль - август) наша авиация начинает генеральное наступление. Советские самолеты пускаются в исключительно трудный путь из Петропавловска на Камчатке вдоль побережья Сибири в Ленинград, собираясь первый раз осуществить перелет по всему намеченному нами великому северному пути.

Это лето нам надо хорошо запомнить. Сейчас на наших глазах начинается то, что лет через 10 станет великим мировым воздушным путем, той новой воздушной линией, которая укоротит расстояние между Москвой и Нью - Йорком в 3 раза. Потому что если сейчас надо затратить на этот путь в лучшем случае 15 дней, то в 1940 году тот же путь на самолетах советского северного пути можно будет сделать в 5 дней.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В мире науки и техники

Лаборатория движения

Великий боец-революционер

К столетию со дня рождения Чернышевского