Путешествие в современность

П Голубев| опубликовано в номере №836, март 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Это городской парк? – спрашиваю я.

– Нет. Всего лишь завод. Как и все заводы в нашем городе, он находится в парковом массиве. Работая, человек дышит чистым озоном.

По внешнему виду этот завод мало похож на привычную для нас путаницу труб, заборов, рельсовых путей. Скорее это научно-исследовательский центр с просторными светлыми зданиями из стекла и бетона. Мы входим в один из цехов. Мягкий рассеянный свет заливает помещение. Возле приборов ходят люди в халатах. Но. оказывается, это не научные приборы, а обыкновенные металлообрабатывающие станки.

– Ну, хороню, можно допустить, что весь город создан художниками. Но заводские станки»

– Да, и станки тоже. Их облик разрабатывали художники вместе с инженерами. Поэтому по своему внешнему виду, по пропорциям это уже художественное произведение. Кстати, как ты считаешь, можно сказать: «Машина красива»?

– Я это вижу. Хотя, впрочем, эти слова привели бы в ужас эстетов прошлого. Пожалуй, современному художнику действительно до всего есть дело.

– Конечно. Недаром Маркс говорил, что человек преобразует мир «по законам красоты». И вот тебе пример вторжения искусства в совершенно новую область. Смотри, этот металлообрабатывающий станок спроектирован очень просто, дельно, его форма функциональна, все в ней строго обусловлено и компактно. Все продумано до мелочей, даже окраска – не утомляющий зрение серебристо-серый цвет. Люди работают в обстановке, благоприятствующей творческому труду.

Осмотрев завод, мы продолжаем прогулку по городу.

– Раз ты взялся быть моим гидом, – говорю я, – то давай посмотрим, что окружает людей в их домах.

– Нет ничего проще. В нашем городе заведен хороший обычай – предоставлять молодоженам квартиры со всей обстановкой. Как раз такой новый дом сейчас подготовлен и сдаче, и мы можем посмотреть одну из будущих квартир.

– Эти квартиры тоже обставляют художники?

– Конечно. Художники разрабатывают оформление квартир вплоть до мелочей.

Мы входим в типовую двухкомнатную квартиру. Комнаты, по размерам не очень большие, выглядят просторными. Преобладает малогабаритная низкая мебель.

Перед нами простая и недорогая, но очень приятная обстановка. В мебели и во всех предметах, находящихся в комнатах, подчеркнуты простота и четкость линий. Должно быть, это очень удобно и для производства. Кстати, материалы, из которых это сделано, не только красивы – они легки и дешевы.

Здесь на стенах вместо плохих репродукций эстампы, вместо пыльных ковров хорошо использована. декоративная ткань, скромные, простой формы плафоны. Нет здесь и скучных бумажных цветов, только веточка мимозы в декоративной вазе.

Глядя на все это, я подумал: вещи, как и люди, имеют характер. И главная черта характера вещей, которые я увидел в «Городе Молодых Мастеров», – скромность и простота.

Мой товарищ словно угадал эти мысли.

– Как видишь, здесь нет вещей напоказ. И в то же время нет безликих, серых вещей. Каждый предмет участвует в едином ансамбле и используется как красивое декоративное пятно. Не забывай, что вещи имеют свой цвет и уже этим украшают комнату. Но к чрезмерной пестроты следует избегать. Смотри, как декоративно красиво выглядят эти книги с яркими корешками. Или как уместна на полке эта керамическая скульптура. Русская народная матрешка здесь кстати, а слоники, например, выглядели бы тут анахронизмом.

Во всем облике квартиры видно, что художники стремились к тому, чтобы вещи не изумляли, не подавляли человека своим величием. Каждый предмет удобен, служит человеку и создает у него хорошее настроение.

В этот день мы побывали в кинотеатрах, клубах, кафе. В здании театра не было лепных потолков, зеркал в золоченых рамах, пудовых люстр с хрустальными подвесками. Зато приятно было посидеть в просторных светлых залах и фойе, где мягкие кресла из пластика, приятная окраска стен в разные цвета и умело использованные декоративные панно и витражи создавали уют. Не помпезность и роскошь, а простота и рациональность – признаки этого уюта.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Встреча через века

Научно-фантастический роман