Путешествие в современность

П Голубев| опубликовано в номере №836, март 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мне позвонил товарищ:

– Приезжай, ты увидишь наш чудесный город.

– Какой город?

– «Город Молодых Мастеров».

Я должен сразу оговориться: мой товарищ – художник, немного поэт и большой фантазер. Зная это, я имел все основания усомниться. Впрочем, как только мы прибыли на вокзал, мои подозрения рассеялись...

У перрона стоит дизель-электропоезд. Он напоминает серебристую сигару. Сразу обращают на себя внимание обтекаемые, подчеркнуто стремительные формы поезда. И если бы меня спросили, что выражает внешний вид экспресса, на котором нам предстоит совершить путешествие, я бы, не задумываясь, ответил: скорость.

В длинном просторном вагоне непривычно светло – свет льется через широкие окна и прозрачную крышу. Мы садимся в удобные мягкие кресла с откидными, как в самолете, спинками. Экспресс плавно трогается, и через минуту бегут назад дома, телеграфные столбы, деревья.

– Объясни все-таки подробнее: что это за «Город Молодых Мастеров»?

– Это город, построенный молодежью, – сказал мой приятель. – Весь облик этого города, начиная от оформления зданий и кончая брошкой на пальто у девушки, создали художники.

– Я не совсем тебя понимаю. Ведь во всяком городе существует множество вещей, к которым художники не имеют отношения.

– Вот здесь ты ошибаешься. Запомни: современному художнику до всего есть дело. Он хочет, чтобы красивым было все, что окружает нас в жизни: дома, машины, мебель, одежда. Этот город строила наша молодежь, бодрая, веселая, дерзкая, задорная, обладающая острым чувством современности. Вот это и наложило отпечаток на весь облик города – он построен в современном стиле.

– А что следует понимать под современным стилем? – не без удовольствия задал я вопрос, о котором до сих пор спорят теоретики и любители.

– Это вполне определенное понятие. И создали его разумные требования времени. Обрати внимание: новый стиль прежде всего зародился в архитектуре и прикладном искусстве.

– Почему прежде всего?

– Очень просто: архитектура и прикладные искусства наиболее тесно связаны с жизнью людей, с нашим бытом. Ты посмотри, сколько новых жилых домов строится в нашей стране! Задача ясна: дать людям больше жилья. Поэтому строить надо хорошо и дешево. Как видишь, сама жизнь внесла в архитектуру принципы разумной экономии, простоты, четкости. А ведь некоторые до сих пор еще считают: что дорого, то и красиво. Возьми строгую, умную архитектуру Дворца съездов в Кремле! Вот что такое современный стиль!

– Пожалуй, в отношении архитектуры ты прав, – согласился я. – А прикладные искусства? Как там проявляется признак современного стиля?

– Точно так же: по принципу «просто и красиво». Возьми, к примеру, оформление интерьеров кинотеатра «Россия», или гостиницы «Юность», или, наконец, новых молодежных кафе. Здесь ты увидишь, что красоту современного стиля создает простая, продуманная форма. Короче говоря, современность – это осмысленность, выразительность, рациональность во всем.

Незаметно за разговором под веселый перестук колес мы приезжаем в наш город.

Да, мой приятель оказался прав: это совершенно новый город. Дома с простыми, четкими линиями фасадов вовсе не похожи на те самые «коробки», где подчас бывает трудно определить грань между простотой и примитивом. Простота архитектуры этих зданий диктовалась современными материалами: сталь, стекло, алюминий, пластик. Конструкция зданий создает впечатление легкости и простоты. В этих домах много света и воздуха.

Такси – приземистый автомобиль, напоминающий по форме глубоководную рыбу, – мчит нас по городу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены