Путешествие в драматургию молодых

Ю Смелков| опубликовано в номере №879, январь 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

Старый рабочий Константин Тимофеевич Шухин существует среди персонажей «Первого встречного» специально для того, чтобы молодые рабочие боролись с его частнособственническими пережитками и склонностью к выпивке.

Нет нужды говорить о том, насколько важна тема единства и преемственности поколений. Но образное, художественное, а не арифметическое ее решение в молодежной драматургии последних лет — явление очень редкое. Наиболее убедительно, на мой взгляд, показано это у Ю. Эдлиса а «Волноломе» (эта пьеса вообще очень интересна, и лишь неудачный финал с «дежурным» подвигом снижает ее достоинство).

«Волнолом» — романтическая пьеса, поэтому тема поколений осмысливается в ней поэтически. Инженер Роман Самсонов, герой пьесы, приходит на первую в своей жизни стройку со своей песней. Она с ним всюду, она проходит через всю пьесу, становится лейтмотивом его образа. Песня эта — о боях и походах, о надеждах и возвращениях, о поколениях, оставивших свой след на земле, и о тех, кто пришел им на смену. Вот как она кончается:

Но если вдруг когда-нибудь мне уберечься

не удастся,

Какое б новое сраженье ни покачнуло шар

земной,

Я все равно паду на той, на той единственной

гражданской,

И комиссары в пыльных шлемах склонятся

молча надо мной.

Мотив единства поколений, единства цели звучит а этих строчках с подлинной поэтической силой. Песня в пьесе действенна, она оружие Романа. И люди, с которыми он работает, прислушиваются к ней, — она помогает им лучше понять, оценить и его и красоту его романтики.

Но песня — лишь один из способов раскрытия темы. Другие еще ждут своих открывателей.

Мы пришли на вокзал

Именно он является целью очередного этапа нашего путешествия. Именно он является местом разрешения всех и всяческих проблем большинства наших молодежных пьес.

Ну что тут поделаешь — не сидится людям на месте. Главные и второстепенные персонажи большинства молодежных пьес стремительно несутся на вокзалы. Несутся они не сами — им помогают, их усиленно загоняют туда драматурги. Без железнодорожного путешествия не обходится буквально ни одна пьеса.

Валерий Лошманов, один из героев пьесы Эд. Радзинского «Вам 22, старики!», едет в Сибирь, как, впрочем, и его «коллега» Володя Руденко, представитель «Современных ребят» М. Шатрова. Когда-то Валерий учился в университете, из-за отсутствия интереса к наукам был исключен, служил в армии, возвратился в родной город, попытался снова попасть в университет и, наконец, уехал в Сибирь.

И Натка с Вовой из «Волнолома» Ю. Эдлиса, чтобы навсегда порвать со своим неприглядным прошлым, тоже собирается в Сибирь. И даже в «Молодом человеке» Н. Ивантер оступившемуся парнишке Коле Серегину тоже зачем-то нужно ехать в Сибирь, хотя вокруг него много хороших людей, которые могут и хотят помочь ему. И молодую учительницу Марину Георгиевну из пьесы Л. Исаровой «Самая счастливая» в трудный для нее момент тоже приглашают в Сибирь; правда, она все-таки не уезжает. И рабочий паренек Митя Сысоев, герой пьесы В. Савченко «Дни нашей юности», уезжает в Норильск...

Странно видеть такое стремление драматургов отделаться от собственных героев. Зрителю, честно говоря, надоела разношерстная толпа неоперившихся и пернатых юнцов, толкущихся у железнодорожных касс восточного направления. Ведь нельзя все сложные проблемы и движения души сводить к немудрой операции покупки железнодорожного билета. Молодежь едет на стройки Сибири, на целину — этот край всегда будет звать романтиков. Но Сибирь, не реальная, а особенная, «драматургическая», стала теперь надежным штампом и представляет собой нечто вроде гигантской обители для морально и интеллектуально неустойчивых ребят и девчат, которые желают «перековаться». Уж слишком явна ограниченность мест действия, характеров, конфликтов и финалов.

Драматурги усердно и упорно обкрадывают сами себя. Если и начинается в пьесе серьезный разговор о человеке и его судьбе, о жизни и ее проблемах, то, как правило, он торопливо обрывается за пять минут до отхода очередного сибирского экспресса. Размышления слишком быстро переходят в поступки. Трафаретность этих поступков свидетельствует лишь о трафаретности драматургических замыслов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены