Путь в рабочие

  • В закладки
  • Вставить в блог

Из Теплого Стана я ехал в автобусе Сергея Номеровского. Через всю трассу провез, как на руках пронес. Нигде не тряхнул, не дернул машину, вовремя объявлял остановки, с самого начала смены разложил под рукой абонементы и имел мелочь – на всякий случай. Проще говоря, исполнял свои обязанности, но исполнял их пунктуально, поэтому не стучались к нему в окошко спросить про нужную остановку, не было ни минуты задержки в поисках полтинника для сдачи.

Квалификация водителя – и в отношении к машине.

Один из новичков разыскал Мишу Номеровского и попросился в сменщики. «Смотри, – предупредил Михаил, – я придирчивый». Придирки у него «простые»: чтоб автобус был всегда в идеальном состоянии. Можно и так: сдать машину слесарям – и дело с концом. Нет, ты сам сумей и мотор перебрать, и карбюратор прочистить, и так далее. После, конечно, долго руки отмывать придется, зато на маршрут выйдешь со спокойной душой.

Наверное, высшее мастерство водителя, когда его работа незаметна, как незаметно состояние полного комфорта. Брак же в работе шофера заметен сразу, и почти на каждый такой случай автопарк получает «рекламацию» – жалобу. Гораздо резке бывают благодарности. Правда, к Номеровскому пассажиры не раз подходили, фамилию спрашивали, чтобы письменно поблагодарить водителя. Но по опыту

он знает, что эти благие намерения осуществляются в одном случае из десяти. Пассажир чаще склонен подмечать обратное. Он возмущается (и справедливо), что его высадили прямо в лужу, что автобус опоздал, что водитель не закрыл двери, что... Но, думается, и водитель вправе требовать от пассажира высокой, если можно так выразиться, квалификации. Ведь часто именно поведение пассажира становится причиной многих дорожных недоразумений, причем я имею в виду отнюдь не чрезвычайные происшествия, а самые обыденные вещи, всем знакомые и, к сожалению, привычные.

Вот нарушился строй очереди; отталкивая друг друга локтями, люди пытаются и никак не могут попасть в открытые двери пустого автобуса – кому не знакомы такие сценки? Срывается график движения, трещат двери... А поломанные поручни, испорченные кассы, испачканные сиденья? Кстати говоря, следующий пассажир обвинит в этом не своего «коллегу» – водителя. Бывают такие неудачные смены, что даже отличному водителю захочется бросить все и перейти на другую работу.

Иногда за пассажира водитель расплачивается в прямом смысле слова. Если велик разрыв между количеством оторванных билетов и выручкой, шофера могут лишить надбавки, положенной за работу без кондуктора и продажу абонементов. Одного любителя прокатиться бесплатно Миша давно приметил. Ведь как приспособился: сделает вид, будто опустил монету в кассу-полуавтомат, постучит рычагом, пожалуется на «неисправную» технику, а билет оторвет в.другой, обычной кассе. И за руку не поймаешь. Миша придумал такой способ борьбы с «зайцем». Входит тот в салон и слышит объявление по радио: товарищи, если кто незнаком с полуавтоматом, проходите, пожалуйста, к передней кассе. Подействовало, намек понял.

К жалобам в автопарке относятся так: пассажир всегда прав. Но прежде чем излить свой гнев на бумагу, давайте попробуем настроиться доброжелательно по отношению к водителю, подумаем, нет ли и нашей вины в случившемся недоразумении, вспомним, что шофер беззащитен перед нашей жалобой и сам уже никуда не напишет... И если будем писать, то спокойно, с дельными предложениями по улучшению работы автопарка.

Комсомольско-молодежный маршрут № 235 потому и признан лучшим, что здесь практически нет жалоб, дорожных происшествий. Исключить их вовсе, и не только на одном маршруте, – обязанность в равной степени и водителей и наша, пассажиров.

...Мы каждый день встречаемся с этими людьми, едем вместе на работу и домой, но не знаем о них ничего. Например, уверен, что те же жители Теплого Стана, садясь в автобус № 15 – 32, не знают, что пользуются одним из лучших маршрутов города, что за рулем машины – мастер спорта, чемпион страны. Говорили мы о том с Мишей. К идее каким-то образом обнародовать этот факт он отнесся резко отрицательно. Собственно, иной реакции я и не ожидал: настоящий мастер о своих титулах говорит редко. Но речь тут не об одном Номеровском. Если оплошности водителя у всех на виду, надо найти способ отметить и его заслуги. По справедливости.

...«Интересная профессия – водитель автобуса...» К этому надо бы добавить: профессия, требующая высокой квалификации, внутренней самодисциплины и обостренного чувства ответственности.

Доказательства

Юрий Родин

Джамбул – город южный, и потому все в нем начиная с конца апреля скрывается за зеленым занавесом карагачей и худощавых южан – пирамидальных тополей. Дорогу в ГПТУ № 88 по описанию я нашел сразу же, так как ориентир был заметным – большая тополиная роща неподалеку от вокзала. Так уж получилось, что моя встреча с мастером ГПТУ Калыбекост Сабазовым сама собой разделилась на четыре неравные по значимости, но самостоятельные части. Сначала мы разговаривали с ним и классным руководителем его группы Василием Михайловичем Садовским в агитпункте училища, где мастер дежурил, а потом знакомились с лабораторией, в которой он обычно проводит занятия, заходили в комнату общежития, где живут учащиеся, и, наконец, беседовали, так сказать, с глазу на глаз. Трудно было разговорить этого невысокого крепыша с седеющим ежиком жестких, упругих даже на взгляд волос. Был он одновременно и дружелюбен и непрост. Острый, недоверчивый взгляд степняка и тут же заразительная улыбка, так располагающая к нему и детей и взрослых, умение быть внимательным и тут же доброжелательно строгим – таков был мастер Сабазов и в первый и в последний день нашей встречи с ним.

О себе он рассказывал неохотно, но, когда речь заходила о нуждах его ГПТУ, о проблемах профтехобразования, он загорался и говорил щедро, открыто. И мне становилось понятно, что и эти проблемы и сама жизнь училища были его личными проблемами, его жизнью. Да, собственно, как могло быть иначе, если Калыбек Сабазович сам двадцать лет назад закончил это же училище и уже более десяти лет работает в нем мастером?

Четырнадцатилетним пареньком переступил Сабазов порог училища, которое тогда называлось школой ФЗО N° 37 и размещалось в тех же зданиях, что и сейчас. Шел 1954 год, страна только оправилась от последствий войны, но сытой жизни в ауле, где вырос Калыбек, не было и тогда. Семья была большой, и, чтобы учиться после семилетки, Калыбеку выходил прямой путь в ФЗО. Там и кормили и одевали, давали ребятам образование и рабочую специальность, совершенно экзотическую для его аула, – электромеханик, так что все само собой сложилось как нельзя лучше. Радости мальчишки, впервые попавшего в большой город, не было предела.

Сейчас умудренный опытом, имеющий своих детей мастер Сабазов, сравнивая свой путь с путями многих сегодняшних юношей и девушек, стремящихся попасть в ГПТУ № 88 (несмотря на то, что в нем бывают конкурсы почти как в столичных вузах), замечает, что в главном эти пути различаются. Те материальные факторы, что определили его поступление в училище ФЗО, не потеряли еще до конца своего значения, но важнее для теперешней молодежи престижность и качество будущих профессий, возможность расти профессионально.

ГПТУ № 88 готовит рабочие кадры в основном для железной дороги и поэтому набирает учащихся из всех областей Казахстана, главным образом, конечно, детей железнодорожников. Так вот, почти везде работникам училища приходится сталкиваться со скрытым сопротивлением школы.

— Вы знаете, – тихо кипит Сабазов, – некоторые директора, желая оставить не менее двух третей учащихся после восьмилетки для девятого класса, всячески мешают им поступать в ПТУ. А ведь мы в училище даем точно такое же среднее образование, которое не только позволяет поступить в институт, но и облегчает эту задачу. Кроме того, мы даем отличную рабочую специальность, и рабочий стаж у наших выпускников за счет училища увеличивается, а это тоже не пустяк.

— И тем не менее, Калыбек, вы в. училище всегда имеете возможность во время приема выбирать одного среди двух или даже трех. Что вам не нравится? Отличников мало поступает?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены