Путь к спасению

Прем Панд| опубликовано в номере №451-452, март 1946
  • В закладки
  • Вставить в блог

Джингур и сам начал понимать, что поступил опрометчиво, не позволив Будду пройти с овцами по полю. Даже если овцы и потравили бы слегка его посев, не разорился бы он от этого.

Ему вовсе не хотелось идти на поклон к Будду, но односельчане настаивали, и он решил отправиться к нему. Но лишь только Джингур вышел за околицу, как увидел в направлении своего поля сахарного тростника зарево. Сердце его забилось. Он бросился бежать, и, когда достиг поля, пожар был в полном разгаре. Джингур начал кричать изо всех сил, и на крики сбежались односельчане. Они стали с корнем вырывать сахарный тростник и старались им сбить пламя.

Ужасная борьба людей с огненной стихией продолжалась до самой зари. Иногда казалось, что воины бога огня побеждены, но каждый раз они снова набирались ярости и с удвоенной силой устремлялись в битву против людей. Самым храбрым бойцом в этой битве со стороны людей был Будду. Почти голый, с одной повязкой вокруг бёдер, он много раз рисковал жизнью. Снова и снова бросаясь в пламя, он яростно истреблял демонов огня одного за другим и вырывался из пламени, будучи на волосок от смерти. Победа осталась за людьми. Но какой ценой! Весь урожай сахарного тростника превратился в пепел, и с его уничтожением исчезли и надежды крестьян на благополучное зимнее существование.

Народ открыто роптал на Джингура, и, куда бы он ни пошёл, ото всех он слышал одни только упрёки:

- Поле подожгли из-за тебя. Ты, один ты, причина нашего разорения. Ты не только пакли-кал беду на себя, но погубил и всех нас.

Настал декабрь - время, когда сахарные прессы работают даже ночью и когда в воздухе носится сладкий запах тростникового сахара. В декабре повсюду топятся печи, и крестьяне отдыхают перед ними, покуривая кальян. Но в этом году везде царила мёртвая тишина. Спасаясь от холода, крестьяне наглухо позакрывали двери своих хат и, отсиживаясь в них, проклинали Джингура.

В январе стало ещё хуже. Хороший урожай сахарного тростника - не только источник благосостояния крестьян, но и источник их жизни. Он даёт им возможность благополучно перезимовать. Они пьют горячим его сладкий сок. Листья тростника служат топливом, а выжимками кормят скот.

Дворовые собаки, которые обычно грелись по ночам в тёплой золе очагов, подохли от холода. От недостатка кормов пало много скота. В январе ударили сильные холода, и вся деревня валялась в лихорадке или задыхалась от кашля. И причиной всех этих бедствий, по их мнению, был Джингур, жалкий, ни на что не годный Джингур.

После долгих размышлений Джингур решил отомстить Будду и довести его до нищеты. Будду был виновником его разорения, но продолжал наслаждаться жизнью, пребывая в довольстве.

С тех пор, как было посеяно горькое семя раздора, Будду перестал бывать в деревне, и Джингуру пришлось искать встреч с ним. Он хотел дать понять Будду, что не имеет на него подозрений. Под разными предлогами он начал заходить к Будду: то, чтобы купить одеяло, то, чтобы забрать молока. Будду принимал его радушно. Он считал, что трубку мира не мешает иногда предложить даже и врагу, и никогда не отпускал Джингура, не угостив его молоком. Однажды Будду спросил у него:

- Скажи мне, что бы ты сделал, если бы разыскал человека, который поджёг твоё поле?

- Я оказал бы ему, - убеждённо ответил Джиигур: - «Брат, ты поступил правильно! Ты сбил мою спесь и сделал из меня человека».

- А я бы на твоём месте не успокоился, пока не подпалил его дом, - заметил Будду.

- Какой смысл таить злобу? - ответил Джингур. - Жизнь и так слишком коротка. Если я разорён, какая мне польза разорять и его?

- Ты рассуждаешь, конечно, вполне здраво, - ответил Будду, - но и над здравым смыслом злоба часто торжествует.

* * *

Настал март, и крестьяне занялись обработкой полей под посевы сахарного тростника. Дела Будду процветали. На овец был большой спрос, и крестьяне постоянно толкались около его дома, заискивая перед ним. Будду не очень-то охотно с ними разговаривал. Он удвоил плату за пастьбу своих овец для унаваживания полей. Если кто-либо ворчал на его цены, он, не стесняясь, говорил: «Дружище, я не навязываю тебе моих овец. Если не хочешь, не бери их, но с назначенной цены я не сброшу ни одной каури».

Нужно сказать, что богиня Лакшми - по своим размерам далеко не великанша. Но ей не нравится жить в тесноте. Дом, в который она приходит, всегда благоденствует и расширяется. Хозяйство Будду начало процветать. К дверям были пристроены новые сени. Двух комнат оказалось мало, и число их было увеличено до шести. И в сущности вся работа по постройке ничего не стоила: Будду расплачивался не наличными, а приплодом стада. Вот что делает приход Лакшми! Покончив с постройкой, Будду начал готовиться к новоселью.

Однажды, выйдя побродить, Джингур направился в сторону деревни, где проживали кожевники, и вызвал дубильщика Харихара. Тот вышел к Джингуру, поздоровался и предложил трубку. Харихар был самым отпетым негодяем среди кожевников деревни, и все крестьяне дрожали от страха перед ним.

Покурив, Джингур сказал:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В поимках натуры

К тридцатилетию со дня смерти В. И. Сурикова