Пульс эпохи не пропущен

М Беккер| опубликовано в номере №156-157, июнь 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

В итоге выдвиженчество истолковано весьма упрощенно.

Взятая автором тема получила одностороннюю, поверхностную трактовку.

Со стороны художественной формы произведение Шуликова также оставляет желать лучшего. Написанное «гладким», литературным языком, оно удручает своей прилизанностью, отсутствием художественной выразительности, яркой красочности языка.

В этих недостатках нельзя упрекнуть Я. Шведова, выпустившего повесть под названием «Обиды». Однако и данное произведение сигнализирует определенную опасность.

О чем идет речь в новой повести Шведова?

Работница Анна выходит по нужде за вдовца, владеющего богатым имуществом. Союз этот принес Анне мало счастья. В сущности, она выполняет функцию прислуги, уборщицы и няни. Узнав о беременности Анны, муж заставляет ее делать аборт. Этот и другие факты заставляют Анну задуматься над своим положением. В ней пробуждается чувство человеческого достоинства, чему не мало содействовала встреча со знакомой работницей. В результате Анна бросает хозяйское добро, мужа и уезжает в деревню к родителям.

Как видите, Шведов разрабатывает тему, не отмеченную новизной и оригинальностью. В свете тех больших проблем, которые выдвигаются нашим временем, взятая Шведовым тема кажется мелкой и незначительной. Но дело не в этом... Пролетарский писатель волен выбирать ту или иную тему. Важно, чтобы избранная художником тема служила организации общественное сознания, чтобы она воспитывала человека в нужную нам сторону. К сожалению, Шведов не справился с этой задачей. Рассказав семейную драму Анны, Шведов не сумел поднять больших вопросов, связанных с ломкой старой семьи и строительством новой. Странным кажется то, что люди доказаны у Шведова вне их связи с современностью. В его произведении не чувствуется влияния эпохи, пульса, времени. Оно могло быть напечатано с успехом до революции.

Вообще же повесть Шведова оставляет тяжелое впечатление своим тоскливым фоном, мрачностью колорита, отсутствием бодрящих нот. Жизнь выглядит в изображении Шведова печальной и серой. По глубокому убеждению Тоньки, сестры Анны, нельзя добиться работы в советском учреждении, не отдавшись предварительно какому - нибудь заву или замзаву.

«Тонька рассказывала:

- Техник один мне говорил, что он может меня на постоянную работу устроить и даже без биржи труда.

- Ну что - ж, - поспешно ответите Анна, - иди да работай. Без знакомства трудно теперь устроиться.

Тенька взмахнула руками.

- Скажешь: «Иди». Зинка и Таня с нашего двора давным-давно работают, на заводе. Их тоже техник устроил. Они меня с ним познакомили, а он меня познакомил со своим товарищем, тоже техником. Все хорошо, да одно там плохо. Техник говорит, если я с ним соглашусь жить, то он меня и устроит за это на работу».

В художественном отношении новая повесть Шведова не является победой. Шведов держится на уровне тех изобразительных средств, которые он обнаружил в, первых своих вещах. Будучи далеко не равноценными, произведения Шведова и Шуликова сигнализируют ряд опасных явлений. Основная опасность - отрыв от главных проблем, выдвигаемых реконструктивным периодом. В стране происходят исключительной важности многосторонние процессы. Идет жестокая классовая борьба. - Решительно изменяется облик современной деревни. Углубляется борьба за индустриализацию и коллективизацию. Все эти явления не получили еще отражения в молодой литературе.

В центре внимания все еще находится «всемогущественная» половая проблема. Правда, в увлечении этой проблемой у наших писателей отсутствует тот болезненный, физиологический привкус, который, скажем, имеется у Гумилевского и Малашкина. Половая проблема является поводом к рассмотрению целого ряда смежных и переплетающихся с ней проблем - оздоровления быта, качественного отбора человеческого материала, борьбы за здоровую семью. Однако же, не слишком ли много внимания уделяется половой проблеме? Комсомол выходит на широкую арену строительства, одним из проявлений которого является ударничество. Вслед за комсомолом молодые писатели, являющиеся по сути дела его художественными идеологами, должны переключиться на рельсы социалистического строительства. Одновременно молодая литература должна еще хлеще и сильнее ударить по больным сторонам, нашего быта. Мы говорим часто о национальной розни в комсомольской среде, но мы не получили еще от наших молодых писателей такого произведения, в котором ставилась бы эта назревшая и трижды проклятая проблема.

Словом, молодая литература сильно отстает от жизненных темпов. Это отставание особенно позорно для молодых поэтов, которые, казалось бы, должны мгновенно реагировать на явления «быстротекущей жизни». Поэты «раскачиваются» медленно и вяло. Единственный, кто «воспел» социалистическое соревнование, - это Александр Жаров. И то надо признать, что в его стихотворениях, отражающих социалистическое строительство, много внешнего пафоса, но мало настоящей художественной глубины. Очевидно, это происходит оттого, что молодые писатели не сумели еще по - настоящему включиться в строительство. Логическое сознание необходимости и разумности строительства не оплодотворено' пока эмоциональным переживанием происходящего.

Вне активного участия в строительстве не может быть настоящего полноценного творчества о строительстве. Это положение пора усвоить всем без исключения писателям, имеющим серьезное намерение отобразить наши великие будни.

В заключение нам хотелось бы коснуться вопроса частного порядка, имеющего, однако, большое принципиальное значение. Я говорю о преодолении тематической ограниченности, комсомольской цеховщины.

Укажу, например, на такую деталь.

По установившейся традиции, многие молодые писатели изображают комсомол изолированно от партии, от ее жизни и борьбы. Комсомол дан, как замкнутая в себя, самостоятельная единица.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены