Проза наших дней

Н Рудин| опубликовано в номере №854, декабрь 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

за Анатолия Гладнлнна: мол, он пишет о современниках современным языком, а у Юрия Казакова, например, не сразу поймешь, в каком веке дело происходит...

Но вот отрывок из «Северного дневника» Казакова:

«...Он приподнимается н долго глядит в окно на море, на невод, на садящееся солнце.

– Солнце красно с вечера – рыбаку бояться нечего, – привычно, складно бормочет он. – Солнце красно поутру – рыбаку не по нутру. Вот как у нас! Чего тебе еще рассказать?

– Вот, – говорю, –у вас плакат висит о социалистическом соревнования. Но ведь рыба-то от человека не зависит? Мы сейчас сидим вот, ждем, хорошо – будет рыба. А как не будет? Какое же может быть соревнование?

– А очень даже замечательное! – радостно говорит Титов и прихлебывает пуншик. – Конечно, рыба не пойдет – так уж тут ничего не сделаешь. А вот, скажем, пал шалоник или там полуношник, другой рыбак нерадивый сейчас тебе невод на берег выгребет и сидит, штаны сушит. Так? Ну, а, скажем, я в плане заинтересован – вон на нашу тоню пятнадцать с половиной центнеров плана, так мне надо обязательства перед государством выполнять? Ну, я штаны сушить не стану. А может, она, матушка, – закричал он, – может, она как раз н походит в волну-то! Сам помокну, товарищи мои помокнут, да вдруг и возьмем в непогоду-то самый богатый улов! Вот тебе и социалистическое соревнование. Теперь понял?

– Понял, – говорю, – расскажи теперь про рыбу...

– Про рыбу можно, – соглашается он и опять смотрит в окно, даже бинокль берет. – Слушай про рыбу...»

Вот так, ясно и задушевно умеет Юрпй Казаков рассказывать о самых, казалось бы, обыкновенных, совсем нелитературных вещах.

Проза Юрия Казакова ровная, сердечная, потому что живет она, как сердце, читаешь его рассказы, и бьется их пульс: тук-тук, – и твое сердце начинает тоже работать ему в такт и в ритм.

А вот отрывок из повести Анатолия Гладилина «Хроника времен Виктора Подгурского». Я постарался взять «кусок», который по своей рабочей идее в чем-то перекликался бы с приведенной выше цитатой из Ю. Казакова.

«Виктор один. Он сидит и смотрит на темную сигнальную лампочку. Сегодня он слышал, как Зина говорила Клаве:

– Починить они никак не могут. Глупо было надеяться, что Витька что-нибудь сделает. Он же неопытный мальчишка. Надо вызвать Петра Ивановича из института.

Виктор слышал уже о Петре Ивановиче. Начальник говорит, что это – долгое дело: запрашивать разрешение дирекции научно-исследовательского института, через бухгалтерию проводить заказ. И он сможет прийти лишь в конце недели...

Виктор считает, что он должен сделать все сам, не рассчитывая на помощь Петра Ивановича. Тем более, что Виктор, кажется, нашел ошибку.»

У него сегодня боевое настроение, он почесывает руку об руку и обращается к лампочке:

– Ты не хочешь загораться? Так я тебя зажгу.

Тут он тихо ругается. Потом берет ключ и садится на пол у аппарата. Движения его точны и уверенны. Сказывается долгая «тренировка». Завернув кабель, он распрямляется и говорит:

– Пойдите попробуйте так сделать. Чистая работа!

И снова склоняется к решетке.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены