Простые истины

  • В закладки
  • Вставить в блог

В детстве она, росшая в семье учителей, мечтала стать врачом. Но потом, в старших классах, пришло увлечение немецким языком. И по окончании школы это увлечение привело к решению поступать на факультет иностранных языков Якутского госуниверситета.

Пять лет учебы – милые суматошные студенческие годы. Первая практика. Исталина Нохсорова проходила ее в школе № 29 города Якутска. Волновалась, когда шла на первый урок. Но вскоре волнение сменилось радостным удивлением, удовлетворением – неужели получилось?! Получилось. ...Мы сидим в учительской. Из окон видны снежные сопки, густо усыпанные елью и сосной, огромный школьный двор с тоненькими стройными березками, крепкие просторные дома односельчан. Когда идут уроки, в учительской тоже тихо: размеренно и негромко тикают стенные часы, разговор ведется вполголоса, на столах и стульях спокойно лежат портфели и стопки тетрадей. Слышно, как за окном залаяли собачонки – это озорная стайка мальчишек и девчонок, нарушив спокойствие сельской улицы, стремглав понеслась к распадку. Вот и еще одна весна пришла. На маленьких березках набухли терпкие коричневые бугорки, в воздухе, натянутом, как струна, стоит неповторимый запах пробуждения.

Исталина никогда не задумывалась над тем, какое же время года она любит больше всего.

В родной Амге все было красивым: и зима, и лето, и весна, и осень. Но эта среднеленская весна, так стремительно ворвавшаяся в их, казалось, бесконечную, нелегкую и необычную первую трудовую зиму, поразила подруг яркой своей красотой, поразительной способностью влиять на настроение, мысли, планы.

Татьяна ОВЧИННИКОВА, учитель немецкого языка:

– Только весной пришла к нам уверенность. Мы как бы заново родились, обрели веру в себя и поняли наконец, что поселок – наги родной дом, школа – нагие призвание, а дети – это наша жизнь.

Сейчас смеемся, когда вспоминаем наги приезд в Пеледуй, первое знакомство с местом работы, с людьми. Первой мыслью было – бросить все и уехать. От этого нескончаемого и нудного осеннего дождя, от непросыхающих улиц, от этих людей, только и говорящих о школе, о делах... У нас ни одной минуты свободной не было: уроки, планы, собрания, заседания. Квартиры тоже не было, жили в интернате. И в этой довольно трудной ситуации я еще раз убедилась в том, какой замечательный человек живет рядом со мной, какая отличная у меня подруга. С ней любые невзгоды нипочем. Бывало, придем домой усталые, злые от собственных неудач, и вдруг моя Исталина на глазах преображается: начинает пародировать прожитый день, какими мы бываем в школе, на улице, дома, и вот мы уже смеемся, нам весело и все печали позади. Исталина еще в студенческие годы участвовала в импровизированных спектаклях, и у нее это отлично получалось. Прибавьте сюда еще прекрасные музыкальные способности, игру на фортепиано, представляете, как это выглядело?!

Вот. уже восемь лет мы вместе. С Исталиной надежно и легко. Это она привила мне любовь к путешествиям. С ней мы каждое лето проводили в студенческих строительных отрядах, потом ездили по стране.

Такая она и в школе – непоседа, мечтатель, фантазер. И ребята ее любят. Они в спортзал – и она с ними, они в поход – она главный организатор, а какие прекрасные «Голубые огоньки» устраивают они всем классом!

...Но тогда, три года назад, не все получалось так гладко, как на практике в 29-й школе. Мучилась над составлением плана, с головой зарывалась в методички, внимательно прислушивалась к советам наставника – Галины Ивановны Сосниной. Постепенно приходило не то чтобы уверенность – умение держаться. Но дома угнетало непонятное ощущение тревоги, растерянности. Она думала о прошедшем дне, о том, что предстоит завтра, и в каком-то девчоночьем страхе спрашивала себя: и это каждый день?

Маленькие, случайные неудачи вели к новым сомнениям: а не ошибка ли это? Нужна ли школа мне, а я школе? Со школьных лет усвоила: учитель должен быть непререкаемым авторитетом, предметом искреннего, глубокого уважения учеников. Не сможешь заслужить этого уважения – будь ты хоть семи пядей во лбу – учитель из тебя не вышел, в школе тебе делать нечего. Детей легко оттолкнуть от себя, а потом, когда они отвернутся, очень трудно, практически невозможно оказаться вновь к ним лицом, увидеть доверчивые глаза. Не найдя пути к ним, не сделаешь то, к чему обязывают назначение, долг учителя. Ушинский, Макаренко, Сухомлинский... Она благоговела перед ними, но их книги не дают готовых рецептов. Они мудро и строго вновь говорили о том, каким должен быть учитель, о том, какова его ответственность перед теми, кого он учит, и теми, кто будет жить рядом с его учениками, после них. «Учитель работает на будущее», – сказал Сухомлинский. Иной раз казалось, что она физически ощущает тяжесть, которую возложила на себя, выбрав эту профессию.

Г. И. СОСНИНА, учитель английского языка, наставник:

– С первого дня работы, в школе Исталина понравилась всем: и учителям, и школьникам, и родителям. Она ток быстро втянулась в эту новую для нее жизнь, словно всегда жила ею. Общительность помогает ей быть удивительно нежной, обаятельной и жизнедеятельной. Кажется, она никогда не устает. Уроки в школе, депутатские дела, комсомольское собрание, беседы с учениками и родителями. Все это может происходить в один день – и ни тени усталости на лице. С ней очень интересно разговаривать просто так, для души, и не перестаешь удивляться ее эрудированности. И вздохнет порой кто-нибудь из учеников: «Мне бы столько знать!»

А сколько раз наша Исталина помогала ребятам не заметить ненастья, не испугаться трудной работы. Так было, например, во время уборки урожая в подшефном совхозе.

Исталина живет по принципу: «Надо – значит надо». Нужен воспитатель в пионерский лагерь, и она едет, хотя отпуск планировала провести иначе. Надо работать с «трудными», и она находит возможность поговорить с каждым, со всеми найти общий язык, дает нужный совет. Помню, в прошлом году, во время дежурства в опорном пункте, я поскользнулась и сломала руку. Исталина и Татьяна пришли в больницу и, пока мне оказывалась медицинская помощь, терпеливо ждали, потом проводили домой. А был праздник, были танцы, и накануне подруги собирались провести вечер в Доме культуры...

Я ценю в Исталине ее огромную жажду знаний, умение достигать цели. Она без обид принимает мои замечания по уроку, прислушивается к советам и быстро устраняет ошибки...

...Исталина знала, что через год эти четвероклассники придут к ней, она станет их классным руководителем. Иностранный язык в четвертом не учат, но к просьбе Нохсоровой передать ей класс сейчас, не дожидаясь следующего учебного года, отнеслись внимательно.

Пока она не могла быть у них преподавателем, но внеклассная работа должна была сблизить ее с ребятами, и постепенно они приняли Исталину Поликарповну как свою наставницу. Четвероклассники приглядывались к ней, она к ним. Насколько бы мог затянуться этот процесс узнавания, трудно сказать, не обладай молодой педагог качеством, столь необходимым в ее профессии, – добротой. Дети тянутся к добрым людям почти инстинктивно. Негромкий голос, добрые глаза молодой учительницы, ее стремление быть не только наставником, но и другом, все это привлекало ребятишек.

И в пятом классе Исталине впервые стало легко и свободно на уроке. Предмет новый, звуки незнакомого языка возбуждают интерес. Сыграть на любопытстве, сделать так, чтоб любопытство не исчезло!

Лена ГОРБУНОВА, председатель совета отряда 6-го «А» класса:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Сибирская прописка

Беседуют Виктор Воронов, секретарь Иркутского обкома комсомола, делегат XVIII съезда ВЛКСМ и Александр Ярослав, токарь Иркутского завода тяжелого машиностроения имени В. В. Куйбышева, делегат XVIII съезда ВЛКСМ