Профессия – модельер

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1342, апрель 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Всегда ли? Чем тогда объяснить повальное увлечение джинсами? Ведь за пару грубых хлопчатобумажных брюк с «лейблами» – наклейками – иные платят столько же, сколько стоит добротный костюм.,.

– Необъяснимый феномен... Джинсы – это антимода. Родившись как рабочая одежда переселенцев, пионеров, ковбоев Северной Америки, они долго такими и оставались. Джинсы действительно очень удобны в турпоходе, для работы в поле, в саду, огороде, у станка. Однако повальное увлечение ими привело к тому, что их стали надевать и в театр, и на концерт, и в учебную аудиторию...

– По твоему тону чувствую: это тебя раздражает...

– Терпеть не могу. Мода на джинсы в значительной мере связана с хиппи. Грязные, нечесаные, своим образом жизни, поведением, внешним видом они бросали вызов буржуазному обществу, умышленно шокировали его. Чтобы валяться на грязных тротуарах, в парках, скверах, лучше грубых джинсов ничего не придумаешь. Но когда увлечение этой одеждой было перенесено в другую социальную среду, то вместе с линялыми, мятыми брюками пришел неопрятный вид.

Посмотри на поток людей на наших улицах. Как он засорен обилием джинсов и насколько неряшливо от этого выглядит.

С детства мама приучала меня с братом к аккуратности. Уход за брюками был одним из главных требований. Два-три раза в неделю я их чистил, тщательно утюжил, чтобы хорошо была видна «стрелка». Джинсы можно неделями не стирать, совсем не гладить, «пузыри» на коленях, линялые пятна, потертости считаются особым шиком. Мятые брюки – вся фигура человека выглядит мятой, неопрятной.

– Стоит нам заговорить о новинках моды, тут же вспоминаем молодежь...

– Это естественно. В вопросах моды молодежь всегда авангард. Ибо для нее одежда, ко всему прочему, еще и средство обратить на себя внимание окружающих, способ выделиться. Она чувствует это интуитивно. В этом возрасте человек обычно еще мало чего успел достичь или совершить. Яркая, броская, может быть, даже крикливая одежда – это желание быть замеченным, способ самоутверждения. Повзрослев, состоявшись, достигнув чего-то в жизни, мы становимся спокойнее, во всяком случае, находим иные средства утверждения собственного «я» или хотя бы начинаем понимать, что в этом мире ценно, а что мишура и никчемная суета.

Молодежь еще не доросла до этой мудрости, а мы, взрослые, очень часто своим невниманием поощряем ее к экстравагантности. Убедился на своем опыте. Однажды что-то не понравилось в поведении сына, сделал ему резкое замечание. А он вместо того, чтобы обидеться, вдруг говорит: как хорошо, что ты мне выговариваешь – значит, я тебе небезразличен. Нам, молодым, так хочется, чтобы вы, взрослые, нас заметили...

Сначала я удивился, а потом вспомнил себя в том же возрасте: был точно таким же. И часто необычность моих моделей одежды диктовалась все тем же желанием выделиться, быть замеченным, сделать не так, как другие. Был в них элемент вызова сложившимся вкусам.

По-моему, ничего странного в этом нет, этим нужно переболеть. С возрастом все пройдет.

Кажется, мы отвлеклись?

– Напротив, просто подошли к этой теме с другой стороны. Ты рассказал, как порой подхватывается новая мода, новый стиль одежды. А как она рождается? Как к художнику-модельеру приходит идея нового силуэта? Что является тут первым толчком? Есть какие-нибудь закономерности объективного или субъективного характера?

– Мода – довольно сложное, часто противоречивое явление, имеющее целый ряд экономических, социальных, эстетических, психологических, если хочешь, сексуальных аспектов. Искусствоведы, специалисты в области социальной психологии лучше меня могут объяснить это явление, теоретически обосновать его состояние и развитие. Мое нее отношение к моде построено на эмоциях, чувствах, нюансах, которые мне самому не всегда понятны. Сам часто не знаю, почему рисую такой силуэт, а не другой и почему он мне нравится.

– Хорошо, не будем углубляться в теорию, рассмотрим, как рождается мода практически...

– Мне кажется, что при рождении нового стиля одним из самых важных обстоятельств является элемент усталости от предыдущего. Допустим, долгое время в ходу был приталенный силуэт. Модельеры разработали эту тему настолько глубоко и тщательно, что, казалось, исчерпали все возможные в ней варианты. Приталенный силуэт надоел и художникам и потребителю. И вдруг предложен свободный покрой – это выглядит сразу так свежо и неожиданно, что новая тема становится модной. Она захватывает модельеров, и все повторяется...

Мода циклична. Хотя, разумеется, возвращение к некогда популярному стилю вовсе не означает его буквальное повторение. В нем что-то меняется, вносятся какие-то новые детали. Но в принципе все новое – это хорошо забытое старое. И талант художника проявляется, между прочим, и в том, что он вовремя должен почувствовать момент смены стилей, по каким-то неясным «флюидам» уметь предугадать направление, в котором будет развиваться мода, и успеть включить в свою очередную коллекцию элементы нового...

– Но, видимо, не в одной усталости причина смены стилей?

– Разумеется. Мода подвержена влиянию стольких факторов, что иной раз их взаимосвязь трудно объяснить и понять. Замечено, например, что перед крупными катаклизмами в международной жизни мода переживает период какой-то болезненной утонченности, излишней усложненности. Может быть, это происходит потому, что художники, люди, чутко чувствующие гнетущую напряженность в мире, переносят это состояние в свои коллекции?

Во всяком случае, вспомним, сколь изысканной и сложной по конструкции была мода перед первой мировой войной. Корсеты, вычурно пышные юбки, мудреные шляпки...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены