Профессионалы

Алексей Воробьев| опубликовано в номере №1349, август 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Волнуюсь. Будто этих людей к себе домой пригласил в гости.

Мы все замолчали, вдумываясь. Ведь действительно, приглашая гостей, хозяин заботится о них от всей души. Как о добрых старых друзьях. А гости отвечают хозяину улыбками и уважением. Нехитрый, казалось бы, принцип, но единственно верный.

Парикмахер Стася Симанавичене:

– После училища меня распределили... в баню. Признаться, не ожидала. Мечтала работать в салоне красоты, в нарядной современной мастерской, а тут, пожалуйста, – баня. Место это считалось у нас тяжелым и скучным.

С первых дней самостоятельной работы я постаралась определить, почему в банной мастерской скучно, чем она отличается от модных салонов. Кресла, инструменты те же, люди везде одинаковые. Да и мастера вполне грамотные, умелые. В чем же дело? Разобраться помог один случай.

...Девчонка села в соседнее кресло, коротко приказала: «Стригите». Мастер удивилась, но покорно взяла ножницы. Я стояла рядом и, не выдержав, вмешалась. У девчонки была роскошная светлая коса. Как же губить такую красоту! Долго отговаривала, но девчонка упрямо требовала стричь. Тогда попробовала последнее средство:

– Приходи завтра, – сказала ей. – Если не передумаешь, сама тебя подстригу, постараюсь...

Назавтра вместо девушки пришла ее мама. С благодарностью. Дочь, к счастью, поняла свою ошибку. Поняла, что пошла на поводу у примитивных представлений о модных прическах и им в угоду готова была пожертвовать прекрасными волосами.

Именно низкий уровень требований клиентов делает труд в некоторых парикмахерских скучным. Но в тот день мне стало ясно, что порой именно мастер приучает клиента к примитивности стандартов, и после сам же страдает от неинтересной работы.

Я мечтала сделать всех людей красивыми. В бане – мечтала. И на конкурсах – всесоюзном, международном, куда, признаюсь, ехала с большим волнением...

И продолжаю мечтать сегодня, занимаясь с новичками у себя в парикмахерской номер шестнадцать города Вильнюса. Учу девочек доверять своим фантазиям и снам.

[avt] Сапожник Бронюс Базюлис:

– Когда хотят упрекнуть какого-нибудь горе-мастера, его порой обзывают «сапожником». Дескать, хуже работника и не сыскать. В специализированные училища отрасли на сапожников часто идут учиться лишь те, кого на другие специальности не приняли. То есть худшие ученики.

За всем этим обидная, но знаменательная тенденция: престиж профессии очень невысок. И, пожалуй, мы сами тут во многом виноваты. Тем, что порой не соответствуем высоким требованиям заказчиков.

Еще мальчишкой в своем родном Шяуляе я любил подолгу простаивать у окон мастерской, где шили башмаки. Мастера заметили меня, позвали к себе. Показали, как работают, дали попробовать инструменты. Я был восхищен.

Прибежав домой, достал разбитые мамины туфли, возился с ними до вечера, но все же починил. Тогда уже твердо решил, что пойду в сапожники. И шесть лет спустя снова открыл новую дверь знакомой мастерской.

Каждый раз, вручая клиенту новую пару обуви, представлял, что спускаю на воду построенную своими руками лодку. Башмаки круглились боками, поскрипывали свежими швами и чаще всего приходились заказчику впору. Но почему-то казалось, что он все-таки не слишком доволен, да и меня со временем работа перестала удовлетворять.

Дело в том, что наше ателье по пошиву обуви числилось лишь по второму классу. А ведь имелись еще и первый и высший. И изделия там изготавливались совсем другие.

Пошел к главному инженеру комбината бытового обслуживания с идеей организовать ателье первого класса. Тот в принципе не возражал, но считал затею безнадежной. Требовались и мастера определенного разряда, и изделия, способные выдержать художественную аттестацию.

Пришлось настаивать. Идею поддержал мой бывший наставник, опытный Стасис Битаутас. Он всегда говорил, что если специалист остановится в своем росте, он неминуемо соскользнет назад, на нижнюю ступеньку мастерства. А в старом ателье расти дальше нам было невозможно.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Поезд в XXI век

О Таллинском железнодорожном ПТУ имени А. А. Мюрисепа – лауреате премии Ленинского комсомола