Пробуксовка

Сергей Литвинов| опубликовано в номере №1452, ноябрь 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

Молодёжь и перестройка

— А зачем она вообще нужна, вторая смена?

Нет, если быть совершенно точными, именно так нам никто не отвечал. В ответ на наши расспросы рабочие харьковского объединения «Электротяжмаш» сдержанно пожимали плечами: нет, мол, разницы между первой и второй сменами — работа одна и та же. Но явственно чувствовалось плохо скрытое недоумение: если разницы нет, зачем нужно было ломать привычный, устоявшийся распорядок дня? Вводить вторую, третью смены? Зачем делать вечером то, что можно сделать утром?

На «Электротяжмаше» внедрять многосменный режим стали не потому, что модно, и не потому, что поступило указание. Харьковчан, что называется, сама жизнь заставила. Пришел новый директор, выяснил: несколько участков тормозят все производство. Организовали там многосменную работу — сдерживать конвейер они перестали.

Потом провели аттестацию рабочих мест. Списали ненужного и одряхлевшего оборудования почти на семь миллионов рублей. Большую часть отправили на переплавку, кое-что отдали колхозам. Высвободилось без малого двести рабочих. Примерно столько же дополнительных пар рук появилось за счет того, что многие бригады трудиться стали меньшей численностью. Все «лишние» люди перешли обслуживать в две смены современную высокопроизводительную технику.

Избавившись от устаревших агрегатов, объединение получило свыше тринадцати тысяч квадратных метров свободной площади. Это почти два футбольных поля. Чего только не разместили на освободившихся «полях»! И экспериментальный цех, и инструментальный, и энергетический, и другие. Школьники получили класс для производственного обучения, рабочие одного из подразделений — новые бытовки. Комсомольцы — молодежное кафе.

Производительность труда на предприятии увеличилась за полтора года на столько, на сколько за всю минувшую пятилетку. Ежегодная прибыль выросла более чем на шесть миллионов рублей.

Но погрешу против истины, если скажу, что объединение полностью использует возможности «двухсменки»...

За два часа до конца второй смены «пошабашили» на якорном участке. Сменный мастер Николай Александрович Скоромный пояснил, что задание уже выполнено. «Чего зря людей держать?» Похожую картину обнаружил во время очередного вечернего рейда заводской «Комсомольский прожектор»: «На участке мелких штампов штамповочного цеха трудились пять человек вместо двенадцати. Из девяти единиц современного импортного оборудования действовало только четыре... В цехе тепловозных генераторов найти дежурного мастера так и не удалось. За час до конца смены работали только обмотчики, на других участках уже никого не было... В механическом цехе № 17 в 22.50 были выключены станки, уже не горел свет...»

До конца работы оставалось пятнадцать минут, когда мы встали у проходной. Через нее за это время проследовало тридцать два человека. Увидев нашего фотокорреспондента с камерой, бросались врассыпную, закрывали лица лацканами плащей. А ровно в 23.25 — конец смены — хлынула поджидавшая по безопасную сторону проходной толпа — не меньше двухсот человек.

Почему они уходили раньше? Потому что нечего было делать. Либо сменное задание уже выполнили, либо не хватало заготовок, сырья, не было ремонтников. Стало быть, можно обойтись меньшим числом работающих во вторую смену или же срочно отлаживать производство.

А как решаются на «Электротяжмаше» возникшие в связи с многосменкой социально-бытовые вопросы? Необходимый минимум сделан. Нет проблем добраться вечером домой. Конечно, повезло, что рядом с проходной — метро, остановки автобуса и трамвая, неподалеку — станция электрички. А вот расписание пригородных поездов изменили так, чтобы удобней было работающим во вторую смену. Каждый вечер предприятие выделяет пять своих автобусов, чтобы развозить ночных тружеников. Плюс пять автобусов фрахтуются у парка. Коль «повечерела» производственная жизнь, то досуг стал более дневным. Утром и вечером открыты теперь кружки в заводском Доме культуры. На двухсменную работу перешли спортивные секции. А областной совет по туризму вместе со «Спутником» взялись организовывать для молодых рабочих утренние экскурсии на выставки, сеансы в кинокафе «Мечта».

Заводской комсомол тоже вроде не остался в стороне от нового дела.

— Провели совещание с секретарями первичек, — рассказал секретарь комитета ВЛКСМ Валерий Коляда. — Объяснили, чем полезен новый распорядок. Сказали и о том, что молодых рабочих надо агитировать за него. Прошли, кроме того, собрания в цехах, специальное занятие в комсомольской политсети. А сейчас «Комсомольский прожектор» два-три раза в месяц проводит вечерние рейды...

Но вот что во всем этом меня смущает... Совещания да собрания не очень-то убеждают молодых рабочих в том, что «двухсменка» внедряется для их же блага.

— Как работается во вторую? — переспросил токарь Олег Покровский. — Да как и в первую, никакой разницы.

С ним согласились станочник Александр Мишуров, сборщица Света Александрова, другие молодые рабочие. Но вот две девушки — живут они за городом — сказали, что опасаются поздними вечерами возвращаться домой. Третья собирается увольняться: «Муж не хочет, чтобы пропадала по ночам «неизвестно где». Юноша любит музыку, но по утрам дискотеки не проводят, да и что это за дискотека — при дневном свете? Другой встречается с девушкой, они в разных сменах, — значит, для свиданий остается только суббота с воскресеньем. Кто-то бредит футболом, но теперь голы можно посмотреть лишь в «Футбольном обозрении»... Словом, «двухсменка» приносит и определенные житейские неудобства.

И вот этими-то моментами не очень интересуется комитет комсомола. считая, что совещаниями по «двухсменке» свою задачу выполнил. А можно придумать нечто новое? Можно. Это пытаются сделать на других предприятиях. Например, молодежные лидеры харьковского же завода «Электромашина» распространили среди рабочих анкету, ключевым вопросом которой был такой: «Что мешает вам успешно трудиться во вторую смену?» Ответы показали: главные препоны — вечерний транспорт и питание. Результаты опроса проанализировали и с выводами ознакомили администрацию и горком ВЛКСМ. Не сразу, но наладился «извоз» после смены и появились вечером горячие обеды.

А на «Электротяжмаше», хотя и знали об опыте соседей, но «доморощенную социологию» посчитали излишней. Зачем в самом деле переводить бумагу и силы, если и без того вопросы питания и транспорта решены? Но другие-то проблемы остаются, и чтобы их снять, надо по крайней мере знать, что сегодня волнует молодых.

Материальные стимулы пока не очень компенсируют неудобства второй смены. Шесть миллионов в год дополнительной прибыли «Электротяжмаша» — что из нее получили рабочие? 220 тысяч рублей прибавки к фонду материального поощрения. По два червонца в год на работающего. Не густо...

Для тех, кто трудится во вторую смену, полагается доплата двадцать процентов тарифной ставки. Сколько это в натуральном выражении? Для рабочего четвертого разряда — около пятнадцати рублей в месяц. Достаточная компенсация за то, чтобы неделями не видеть семью? Думается, что нет. Однако трудность еще и в том, что доплачивать предприятие должно из своих средств. А очень многие заводы таковых просто не имеют. На том же «Электротяжмаше» доплачивают всего десять процентов тарифа. А на многих других предприятиях не платят вовсе. Рабочие жалуются — письма косяком идут в Госкомтруд СССР, другие инстанции: «Нас убеждают работать в две смены, а доплачивать не хотят!»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Липы

Повесть