Проблема «Двух колосьев»

Иван Серяков| опубликовано в номере №840, май 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

Такие «сверхскоростные» методы приводят к тому, что ученики – а это, как правило, молодежь, еще не имеющая жизненного опыта, – овладевают знаниями поверхностно, приходят в колхозы и совхозы слабо подготовленными.

Мне довелось беседовать со многими работниками колхозов, совхозов, руководителями сельскохозяйственных учреждений. И часто, ох, как часто, поминали они недобрым словом качество обучения в училищах механизации!

– Как-то раз мы получили две тысячи восемьсот механизаторов, – рассказывал мне начальник Оренбургского областного управления сельского хозяйства В. Важул. – И что же, только пятьдесят (!) из них могли самостоятельно работать на тракторах и комбайнах. А ребята были хорошие, от работы не бегали. Все дело в перегрузке учебных планов. Не успели они как следует освоить массу знаний...

Листаешь программу – и диву даешься: с каждой страницы так и смотрит металл, чертежи, машины, ремонт...

А где же жизнь растений? Где животноводство? Кажется, что составители программ вовсе забыли, ради чего же молодые люди должны знать технику.

Судите сами: больше двух тысяч часов отводит программа на теоретические лекции. Пятьдесят часов – на чтение чертежей, шестьдесят четыре – для физкультуры и

спорта, шестьдесят – на ремонтное дело и материаловедение. И для преподавания агрономии, которая, собственно, и должна учить юношей и девушек получать высокие урожаи зерновых, кукурузы, организовывать питание почвы, отведено тоже шестьдесят часов. Слов нет, за это время, конечно, можно получить кое-какие представления о земледелии, но только «кое-какие». А селу нужны именно молодые мастера высоких урожаев, квалифицированные крестьяне-механизаторы. Или возьмем другой раздел – подготовку механизаторов-животноводов. Та же картина: металл, машины... Видимо, авторы, ничтоже сумняшеся, решили, что молодым специалистам, которые придут на фермы, незачем знать даже основы животноводства!

И невольно думаешь: да если молодые механизаторы ограничатся только теми знаниями, которые им преподнесут в соответствии с упомянутой программой, то можно смело сказать, они не смогут отличить дойную буренку от яловой, не будут знать, как доят корову.

Конечно, механизатор должен знать в совершенстве все машины, на которых придется трудиться. Но ведь ему, кроме умения управлять трактором, надо еще решать проблему «двух колосьев», проблему поднятия урожайности, увеличения продуктивности животноводства. А для этого нужны отличные агрономические и зоотехнические знания.

Думается, что программу подготовки механизаторов надо менять. Отказаться от слишком уж универсальной, «металлической», разработать другие, зональные, и отвести там почетное место агрономии и зоотехнике.

Этого требуют сейчас интересы создания изобилия продуктов, интересы коммунистического строительства.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Циркин муж

Юмористический рассказ

Димка

Рассказ