«Проба» выдерживает пробу

М Гребенников| опубликовано в номере №162, август 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

Проблема перевоспитания масс, проблема выработки нового социалистического человека - актуальнейшая проблема реконструктивного периода. Особенно остро стоит она в отношении нашей молодежи. Для разрешения этой проблемы необходимо мобилизовать все средства, имеющиеся в нашем распоряжении.

Среди них видное место занимает искусство. Отсюда повышенное требование к пролетарскому писателю и пролетарскому театру: уметь своевременно ставить актуальные проблемы социалистического строительства, подавая их в такой художественной форме, чтобы она действительно способствовала коммунистическому воспитанию зрителя.

«Проба» - пьеса молодых пролетарских писателей Марка Колосова и В. Герасимовой, вошедшая в репертуар тоже весьма молодого Московского государственного театра - студии, работающей под руководством режиссера Ю. А. Завадского - приближается к выполнению намеченных нами требований. Особенность «Пробы» не в том, что она ставит одну из актуальных проблем реконструктивного периода - проблему большевистских темпов на производстве, а в том, что она ставит эту проблему в плане переделки производственника, в плане осмысливания рабочей молодежью своего участия в социалистическом производстве. В «Пробе» на острие борьбы за большевистские темпы пробуется крепость, стойкость, подготовленность нашей молодежи, и тем самым вскрывается ее классовая сущность. Громкая фраза комсомолки Зорьки: «когда эта девчонка призывает к порядку шестидесятилетних старух, мне хочется аплодировать», стопроцентное рабочее происхождение Бузи, дающее ему право выступать от имени старого большевика Ольшевича, всего рабочего класса, при первой же пробе оказываются фикцией. Правда, провал Зорьки и провал Бузи факты, обусловленные разными причинами. В первом случае: неспособность окончательно освободиться от своего прошлого (Зорька), во втором - нежелание противопоставить антипролетарским настроениям свои пролетарские. В первом случае - явное приспособление, во - втором - Неумение сохранить свое собственное лицо от влияния чуждых классов. Настроение Бузи целиком и полностью вытекает из его пренебрежительного отношения к поднятию своего идейно - политического уровня. Эти два совершенно разными причинами обусловленные факта оказываются по существу аналогичными, способными выполнить одну функцию. Они вовсе не исключают, а дополняют друг друга, образуя в результате единый поток, поток, противопоставляющий себя социалистическому строительству, поток, способный организовывать вокруг себя все, что органически не связано с революцией. Вокруг них объединяются: Женя - правда, дочь старого большевика, подпольного работника, но пока только «бесцветный» кандидат комсомола, Виктор - комсомолец - переросток, не терпящий приспособленчества, но неспособный органически переделывать свою мелкобуржуазную природу и т. д.

Главная особенность данной плеяды молодежи, «вращающейся» в производстве и около него и околачивающейся в комсомоле, в том, что они не видят перспектив пролетарской революции. Поэтому все они с полным правом могут повторять слова Жени: «Боже мой, мы живем в какую - то туманную эпоху». Поэтому Бузе кажется, что «под прикрытием громких фраз и музыки повышают норму и снижают заработок». Потому же для Виктора кажется совершенно невозможным быть в партии.

Естественно, что вся эта плеяда при первой пробе, при первой проверке оказалась совершенно чужой.

Но организованная проверка, или проба, как ее назвал секретарь комсомольской ячейки Чупров, проверка не только людей, которые уверяли других, что они забыли прошлое, порвали с ними (Зорька), но одновременно н проверка, или проба, другой группы молодежи, работающей на этом же производстве, состоящей в одной комсомольской ячейке. Эта группа молодежи, руководимая Чупровым (Нюра, Настя, Кузнецов и др.), организованная в ударную бригаду, преодолевая целый ряд действительных трудностей и противоречий, сумела выдержать пробу, сумела противопоставить недисциплинированности, разгильдяйству «живущих в туманную эпоху» дисциплинированность, организованность и готовность в нужный момент отдать себя не на словах, а на деле революции.

Главное: Колосов и Герасимовн сумели противопоставить эти «два лагеря», столкнуть, подчеркнуть их особенности не абстрактно, а вполне конкретно, как две системы художественных образов. Зорька, Бузя, Виктор, Чупров, Нюрка, Настя и другие в отдельности вполне конкретные художественные образы, носители конкретных характеров. Но главное, что необходимо отметить при этом, подчеркнуть, как достижение автора: характеры раскрыты в плане показа их классовой сущности.

Поэтому «Проба» стоит в стороне от схематизма и теории игры для игры. «Проба» подчеркивает социальную сущность человека, рассматривает его не абстрактно, а в окружении реальной действительности, в процессе общения с которой проявляется наиболее ярко его классовая сущность. Авторы сумели показать комсомол со всеми присущими ему, как организации, особенностями, сумели диалектически поставить и разрешить поставленную задачу.

Необходимо отметить, что художественный метод Московского государственного театра - студии, работающей под руководством Ю. А. Завадского, в данном спектакле приближается к художественному методу пьесы. Театральные средства дают возможность наиболее ярко раскрыть классовую сущность образов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены