Про Волгу

Георгий Кублицкий| опубликовано в номере №1126, апрель 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

В общем, прибыли для народа от волжских плотин несоизмеримо выше урона, как неизбежного, так и того, которого, вероятно, можно было бы избежать при более дальновидном и широком подходе к делу.

Думаю, что плотина не исчезла и не исчезнет из волжской символики. В пятидесятых - строящаяся, в семидесятых - готовая, действующая. Без живой энергии Волги электрической многое бы у нас отстало, замедлилось!

Помните ли вы те страницы «Двенадцати стульев», где описываются волжские приключения Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова!

После едва не закончившегося печально сеанса одновременной шахматной игры лодка наших концессионеров оказалась возле города, синие купола которого плыли, словно корабли. «Остап вытащил путеводитель и справился.

- Судя по всему - Чебоксары. Так, как... «В настоящее время в Чебоксарах 7 702 жителя». Киса, давайте бросим погоню за бриллиантами и увеличим население Чебоксар до 7 704 человек. А!»

Остап узнает далее из путеводителя, что в городе имеются рабфак, партийная школа, педагогический техникум, две школы второй ступени и что на чебоксарский пристани и базаре можно видеть чувашей и черемис...

Авторы дали в руки Остапа подлинный путеводитель «Поволжье», изданный перед навигацией 1926 года. Если бы внимание великого комбинатора не отвлек плывущий по реке стул, он мог бы прочесть далее, что в Чебоксарах есть лесопильные заводы, а также мочальное и мебельное производства. Он мог бы полюбоваться снимками местных жителей, обутых в лапти, сплетенные местными кооперативными артелями.

Да. 7 702 чебоксарца...

И свыше 225 тысяч жителей сегодня в столице Чувашии. Университетский город, промышленность, изделия которой - в частности, сложную электроаппаратуру - покупают семь десятков стран. Третий год пятилетки чебоксарцы проводили закладкой бетона в основные сооружения Чебоксарского гидроузла. Четвертый год пятилетки принес им разворот работ Всесоюзной ударной комсомольской стройки - завода промышленных тракторов. Деды плели лапти, внуки станут выпускать пятисотмильные тракторы. Еще нигде в мире не производили серийно таких машин: начало положат Чебоксары, бывший захолустный приволжский городок.

О дедах и внуках не для красного словца. Чебоксарский тракторный возводится как раз на месте пригородной деревеньки, где прежде действительно искусно плели лапти. А Иван Салканов, бывший подпасок из чувашской деревни Гришиной, которому комсомольская путевка показала в свое время дорогу на Братскую ГЭС, - теперь один из лучших бригадиров стройки в родном краю.

Если бы писал об этом в свои молодые годы, не удержался бы от соблазна: вот, мол, в судьбе Чебоксар, как в капле волжской воды, судьба всей Волги. Но тут, пожалуй, важнее другая мысль: Волга, ставшая стержнем мощнейшего народнохозяйственного комплекса, сама активно формирует перемены в судьбах людей, городов, целых народов, дружной семьей живущих на ее берегах.

Ощущение от встречи с Волгой всегда сложно. Оно складывается из раздолья плесов, кудрявой зелени береговых дубрав, замшелых стен древнего кремля, гулкой камеры автоматизированного шлюза, несчетных огней приволжских городов и, конечно, создающего полноту, богатство жизни на воде потока белых трехпалубных красавцев, огромных грузовых теплоходов полуморского типа, глубоко осевших танкеров, легко скользящих «метеоров».

Вот этот - то поток, такой привычный сегодняшнему волгарю, показался бы фантастическим капитану тридцатых годов, В самом деле: испокон веков Волга «тянула», теперь «толкает». Тянула на пеньковом тросе неуклюжие баржи - «мокрицы» за медленными работягами - буксирами; толкает мощнейшими теплоходами - толкачами секционные составы с автоматической сцепкой. Грузоподъемность такого «речного поезда» - до 16 тысяч тонн, и разгружают его механизмы новых крупных портов, поднявших стрелы кранов над бетонными причальными стенками.

Подводные крылья дали Волге невиданные скорости, вернули ей делового пассажира. Именно Волга победно начала здесь новую эпоху на водных путях мира, определив и свое реальное ближайшее будущее: суда, делающие 100 - 120 километров в час с полуторастами пассажиров на борту.

Новый обычный, не крылатый пассажирский флот превратил Волгу в великолепную здравницу, отраду отдыхающих и туристов. Путешествие по «главной улице России» не только воспитывает патриотическую гордость содеянным на великой реке - оно одновременно снимает нагрузку, темп жизни больших городов длительным контактом с природой.

А сегодняшний грузовой флот! Астраханские судостроители спустили со стапелей танкер грузоподъемностью 18 тысяч тонн. Но ведь не так давно такие строились только для морей! Перестали быть новинками такие гибриды, как нефтерудовозы. Мы привыкаем и к катамаранам. Нас не удивляет, что ледоколы, представление о которых всегда связывалось с Арктикой, действуют на волжских водохранилищах, то поторапливая весну, то стараясь попридержать приход зимы. Газотурбоход «Сормович», которому воздушная подушка позволяет носиться не только над осенними мелями притоков, но и над волжским ледяным покровом? Ну что же, прогресс техники - обычное дело. «Жигули» для «Жигулей», автомобилевоз, принимающий в Тольятти на борт свыше 400 машин. Давно пора построить побольше таких судов: ведь Волжский автомобильный завод открыл счет второму миллиону «Жигулей», а поскольку волжский транспорт по крайней мере на треть дешевле железнодорожного, то пусть себе люди в приволжских городах получают машины прямо с воды, без дорожной пыли... Впрочем, почему только в приволжских! Ведь Волга с ее каналами - ствол и ветви Единой глубоководной системы всей европейской части страны.

Не так давно отмечалось двадцатилетие Волго - Дона, и тут к случаю вспомнили, что по каналу - юбиляру перевезено более 100 миллионов тонн грузов, что он помог оросить и обводнить сотни тысяч гектаров. Тридцатипятилетие канала имени Москвы вообще почти затерялось в петите газетной хроники, а ведь эта магистраль ежегодно пропускает в столицу и из столицы около 13 тысяч судов. В буднях пятилетки у Москвы появился недавно второй глубоководный выход на Волгу: старая Москворецкая система уступила место современным автоматизированным шлюзам. Скажите честно: запомнилось вам это событие! Быть может, вы вообще не знаете о нем! Ведь даже о Волго - Балте, почти втрое превосходящем Волго - Дон, слышим мы не столь уж часто. Между тем именно этот путь завершил генеральное переустройство основных путей Большой Волги, дав ей еще один надежный магистральный выход на морские дороги.

Когда судно типа «река - море» с пятью тысячами тонн груза под красным вымпелом на мачте идет из Стокгольма в один из каспийских портов Ирана, - это словно визитная карточка новой Волги, значение которой перешагнуло границы страны и становится международным.

- Сергей Андреевич, нынешнюю волжскую навигацию как всегда откроют в «речной столице»!

- Разумеется. Где же, как не в Горьком. По традиции. В первый рейс дизельэлектроход «Ленин» поведет Володя..., простите, Владимир Кириллов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Восхождение

Рассказ делегата съезда с комментариями нашего корреспондента Бориса Данюшевского