Про глиняную свистульку, красного петуха и русский Север

Андрей Никитин| опубликовано в номере №982, апрель 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Но у туризма есть еще одна особенность, которая заставляет вспомнить его в связи с судьбами народного прикладного искусства.

Однажды в Центральном совете по туризму я рассматривал большую карту с разноцветными стрелами, предлагающими на выбор: Среднюю Азию, Крым, Кавказ, Карпаты, Прибалтику. На Север вела только одна змейка — Волго-Балт. Русский Север был пуст.

А теперь представим, что произойдет, если в том же Каргополе будет одна-единственная туристическая база с хорошо оборудованной гостиницей и радиальными маршрутами, рассчитанными на самые различные вкусы — на художников, охотников и рыболовов, на этнографов, на любителей архитектуры и просто природы. Сделать это просто. Предложения разработать эти маршруты для Центрального совета были, но не встретили поддержки...

Если считать, что за сезон здесь побывает только тысяча человек — а уже сейчас самодеятельно едет гораздо больше, — то можно смело утверждать, что эта тысяча хотела бы увезти как минимум:

две тысячи сарафанов и юбок, вышитых и вытканных мастерицами Каргопольщины, столько же, если не больше, полотенец и не меньше пяти тысяч игрушек...

Много? Думаю, что преуменьшил втрое.

Сколько будет куплено фотографий, открыток, альбомов, гравюр и путеводителей, оставляю подсчитывать другим так же, как и ту прибыль, что получат туристические или иные организации, догадавшиеся взять это в свои руки.

Это первый шаг, самое простое приближение потребителя к производителю, реальная основа поддержания интереса, сохранения и развития народного искусства. Это впервые помогает поставить знак равенства между понятиями «ценности духовные» и «ценности материальные»; это, наконец, разрешение проблемы охраны памятников культуры, потому что в сознании самых широких слоев произойдет перелом — выгода всегда понятна...

Короче говоря, туризм — потенциально неисчерпаемая и основная сфера сбыта народного прикладного искусства. Здесь можно даже не приводить примеров в подтверждение этой мысли — они общеизвестны.

И, честно говоря, у меня есть еще одна надежда — надежда личная. Я хочу, чтобы как можно больше сильных и крепких людей, хороших ребят, ищущих свое место в жизни, пришло в этот край. Пусть сначала просто туристами. Они узнают и полюбят его. На Севере нужны и строители, и инженеры, и агрономы, и охотоведы, и рыбоводы, но обязательно влюбленные в работу, в тот край, который они избрали.

Второй путь, параллельный и дополняющий первый, путь, необходимый в первую очередь для поддержания последних умельцев и привлечения молодых сил в народное искусство, — создание централизованного посредника, создание всех современных условий работы творческой. Этого требует не только новая «деревня», но и сегодняшний день ее.

Ну, а Художественный фонд СССР? Почему пропадают втуне сотни самобытных скульпторов, резчиков по дереву, ткачих и вышивальщиц? Разве нельзя было бы открыть в Каргополе или на Ошевенском погосте, где до сих пор стоят в домах ткацкие станки, отделение Художественного фонда, чтобы скупать у мастериц их произведения, чтобы, в Москве, Ленинграде и в других городах на прилавках художественных салонов рядом с керамикой Украины и Дагестана увидеть утиц-свистулек, полканов, медведей? А в отделе тканей — полотенца с ромбами, крестами, красными «дивами»? Вряд ли эти вещи пролежали бы на прилавке хоть один день! Но самое главное, что в результате этих мероприятий мастера, творцы, художники народные будут поставлены в равные условия с художниками городскими, будут обеспечены не только работой, которая им по сердцу, но и прожиточным минимумом, пенсией в старости.

А разве это не будет лучшим признанием мастерства и нужности красоты? Разве так уж трудно провести хорошую дорогу, например, от Архангельского тракта до деревни Бор, где еще в каждом доме стоят ткацкие станы; провести дорогу, чтобы сюда могли приезжать туристы, а отделение Художественного фонда обеспечило постоянным заработком мастериц? Почему бы не организовать в Лядинах филиал историко-художественного музея, чтобы не только приезжие) но и сами жители Лядин знали историю своего края, гордились земляками и прошлым своим и берегли это прошлое...

Что греха таить — в этом и есть первый шаг по созданию новой деревни, более того — создание новой, еще небывалой (для деревни) интеллигенции! Вековая, обязательная «обойма» — фельдшер, учитель, ветеринар, заведующий клубом, — представленная, так сказать, интеллигенцией «служилой», пополнится качественно новой интеллигенцией — творческой...

Мы все — писатели, художники, историки, журналисты — все, кому дорога наша национальная культура, кто в первую очередь понимает опасность ее потери, — мы ответственны за будущее русского Севера, за его жизнь, за судьбы его людей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены