Привольем дышит воздух здесь

Владимир Муссалитин| опубликовано в номере №1286, декабрь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Краса земли в красоте дел человеческих. И как тут не вспомнить об оренбургском пуховом платке! О невесомых, прямо-таки воздушных паутинках, ажурных палантинах, теплых, мягких шалях. Вяжут платки, разумеется, не только в Оренбуржье, вяжут их под Воронежем, в Ставрополье, даже в Подмосковье... Очень даже неплохо вяжут. И все же, не в обиду всем мастерам будет сказано, таких платков, как в Оренбуржье, нигде не сыскать. Ибо нигде нет такого тонкого, мягкого пуха, который вычесывают лишь с коз, что бродят в «оренбургской горной стране» – Губерле. Специалисты считают, что именно тут, в травах, воздухе, солнце Губерлинских гор, и сокрыта тайна оренбургского пухового платка. Но это всего лишь половина разгадки, другая же – и, пожалуй, самая главная – в непревзойденном мастерстве вязальщиц, вызывавшем постоянное восхищение как соотечественников, так и заморских гостей. Да и как не изумиться, если пуховый платок размером около восьми квадратных метров проходит сквозь обручальное кольцо!

Такие вот тут были мастера, имена которых, к сожалению, история не сохранила. Зато мы можем назвать современных искусниц, которые в мастерстве своем не уступают безвестным прародительницам: мастера-художника первого класса Скопцеву, мастеров высшего класса Мухаметову и Абдулину. Все они с Желтинского пуховязального производства. Прекрасных мастеров встретишь и в других местах. Тут необходимо пояснить, что комбинат оренбургских пуховых платков объединяет 22 пуховязальных производства. Расположены они в 13 районах и 116 селах и поселках области. И другие цифры хочется привести попутно. Производительность комбината – 85 тысяч пуховых платков в год, семь тысяч из них – ажурных. Платки комбината только первой и высшей категории. Десяти артикулам присвоен государственный Знак качества.

Помимо комбината, есть в Оренбурге на улице Расковой еще и фабрика пуховых платков. И работает там комсомольско-молодежная бригада Валентины Кархалевой, депутата Верховного Совета СССР девятого и нынешнего, десятого созыва. Знаю я эту бригаду давно, и потому мне интересно было узнать, как живут нынче девчата. Многое могло измениться в жизни каждой: вышла замуж, появились другие интересы – и прощай, бригада. Смотришь – от коллектива осталось одно лишь название.

Но я, к счастью, ошибся. Знакомые все лица. Без труда узнал Тамару Щанкину, Галину Сачкову, заместителя бригадира Тамару Огурцову, Машу Еланину, Тамару Пущаеву – тех, кто и прежде составлял костяк комсомольско-молодежной, тех, кто и сейчас является надежной основой бригады, которая теперь к тому же стала еще и бригадой коммунистического труда. Новостей в бригаде хоть отбавляй.

– Только за полгода пять новорожденных в бригаде, – смеется Валя Кархалева. – У Ким Оли, Габзалиловой Зои, Андрейченко Вали... На фабрике шутят: и как, мол, вам все это сразу удается. План-то свой наша бригада все время выполняет и перевыполняет...

Утром мне предстояло вылетать в Москву. И вечером, как и загадал раньше, я пошел на набережную Урала. Тут было людно. В нескольких местах играли гитары, слышались песни. То были негромкие песни. Те, которые поют перед разлукой. На одной из скамеек сидели ребята. Зеленые «поплавки» на лацканах пиджаков говорили о принадлежности их к сельхозинституту.

Гитарист извлек последний аккорд из своей гитары и слегка пришлепнул ее пятерней.

– Ну что, братцы, тронулись! До поезда остался час.

Парни нехотя встали и направились к троллейбусной остановке, но неожиданно с полдороги вернулись.

«Чего это вдруг?» – подумал я, видя, как они начинают спускаться по лестнице к Уралу. Я последовал за ребятами.

Над рекой в полную силу светила луна. Золотым недвижным столбом стоял в воде у моста ее след. Я видел, как коротко и сильно взмахнули руки парней, и тут же в разных местах послышался чуть слышный всплеск. Мне все стало ясно. Я тоже спустился к воде. Достал из кармана медь и бросил в реку, подальше от берега. Мне тоже хотелось еще не раз вернуться в Оренбург.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены