Природа и культура

Я М Гольдберг| опубликовано в номере №6, апрель 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Те люди, которые не изучали мироведения - полны точно такими же предрассудками, как и люди в старину. Они не могли объяснить явлений природы: они не знали, почему гром гремит, молния блестит и т. д. - вот и приписывали все это богу.

- Илья пророк на колеснице едет - вот тебе и гром, - прервал лектора один молодой рабочий.

- Да, Илья пророк и тому подобная чепуха - это все от незнания природы. А если я вам сам сделаю радугу только не на небе, а здесь на потолке; если я вам принесу электрическую машину и сделаю самый настоящий гром и молнию, только не такой сильный, как в природе, то вы не станете говорить, что радугу, гром, молнию и т. п. делает бог. Как только люди стали изучать природу, они увидели, что не только эти явления природы не сделаны богом, но что и самого бога нет. Поэтому они перестали верить, начали знать. Недаром говорят, что, если наука делает шаг вперед, то религия делает такой же шаг назад. Недаром сжигали на кострах людей науки. И надо изучать мироведение, чтобы рассеять мрак суеверия и веру в божества: прозреть, что не бог создал мир. Но это еще не все, ради чего нам надо изучать мироведение; самое главное впереди, вы сейчас узнаете, для чего человек должен изучать окружающую его природу.

- Скажите мне, пожалуйста, трудно ли вам раздобыть огонь, ну, хотя бы для того, чтобы развести огонь в плите? - спросил лектор, улыбаясь.

- Какой же труд, когда у меня это делает мой семилетний мальчишка, - сказал один из рабочих, до сих пор все время молчавший.

- А знаете ли вы, товарищи, что давным - давно, когда люди были еще дикарями, им добыть огонь было чрезвычайно трудно. Они брали кусок дерева, делали в нем небольшое углубление, вставляли в него палку и вертели последнюю между ладонями обеих рук так, чтобы конец палки терся о доску. Приходилось добывать огонь час и два, а если сырая погода, то и три - четыре, пока от трения палки сначала не появлялась теплота, а потом огонь. Вот каким каторжным трудом этим несчастным людям приходилось добывать тот огонь, который сейчас так легко добывает даже семилетний мальчишка. Теперь скажите, пожалуйста, что должны были найти ученые люди - химики, чтобы изобрести спички, т. - е., чем эти химики покрывают конец спички, которым вы трете о черную стенку коробки для получения огня.

- Серу, - воскликнуло несколько голосов.

- Вот - вот, - подхватил лектор, - а серу откуда ученые достали, знаете ли вы?

- Из земли.

- Значит, Товарищи, серу люди добывают из природы.

- Если бы мы не знали природы, то не нашли бы и серы и фосфора, и до сего времени добывали огонь, как те дикари, о которых я вам раньше говорил.

- У меня вопрос, - сказал один молодой рабочий.

- Я не понимаю, причем здесь природа: сера добывается в земле - это понятно, а какое отношение сюда имеет природа. Да и как определить, что такое природа? Понять - то я понимаю; вышел я в поле или в лес там - вот тебе и природа, а определить точно, что такое природа не могу.

- Вот это хорошо, что вы подняли этот вопрос, но не я вам определю, а прошу кого - либо из присутствующих это сделать.

- Мое мнение такое, - начал медленно один из рабочих, - природа это все, что нас окружает.

- Значит, по вашему мнению, выходит, что стена, доска, стол, которые вас окружают - все это природа - так ли это?

- Нет, не так - крикнуло несколько голосов.

- Значит, не все, что нас окружает, есть природа?

- Нет, не все! - ответил один молодой парень.

- А почему? - спросил лектор.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Тайна Лхассы

Продолжение