Принадлежит народу

Илья Глазунов| опубликовано в номере №907, март 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Этой статьей мы начинаем разговор о памятниках нашей истории и культуры. Одновременно это разговор о воспитании патриотизма и об эстетическом воспитании молодежи. Вот почему вопросы, о которых мы будем говорить, касаются всех, кому дорога судьба многонациональной культуры нашей страны.

В первой статье речь пойдет о древних памятниках. Но у нас в стране есть много памятников революции, гражданской и Великой Отечественной войн, охранять и беречь которые - святая обязанность каждого советского человека. В ближайшее время редакция продолжит разговор о памятниках истории и культуры советской эпохи.

Любить Родину - это значит глубоко осознавать смысл ее исторического пути, это значит ощущать свое неразрывное единство с национальной культурой. В этом - истоки патриотизма. Об этом говорил В. И. Ленин, этому следовала вся культурная политика, начатая Советским правительством в 1917 году.

Вряд ли кто-нибудь станет спорить с тем, что город - это не только место жительства, а Родина - не только географическое понятие. Трудно спорить и с тем, что памятники прошлого в наших городах - это обширный и неумолкающий лекторий, цель которого не только эстетическое воспитание, но и воспитание патриотизма. И не случайно поэтому В. И. Ленин говорил: «Всю старину мы должны тщательно охранять не только как памятники искусства - это само собой, - но и как памятники быта и жизни древних времен. Сюда будут приходить экскурсии, здесь должны быть развернуты музеи».

Несмотря на огромную занятость, Ленин находил время постоянно напоминать о необходимости сохранять памятники культуры. Декретом Совнаркома от 5 октября 1918 года учет и охрана памятников культуры были объявлены общегосударственным делом. Мы знаем, каким невероятно трудным временем для молодой страны были 1918 - 1923 годы, но именно в этот период государство нашло силы и средства научно обследовать более 2 350 старинных церквей и 520 помещичьих усадеб. Именно в эти годы было организовано 260 музеев и реставрировано 224 памятника преимущественно древнерусского зодчества. Известно, что в беседе с академиком Жолтовским В. И. Ленин говорил: «Реконструируйте Москву, но так, чтобы памятники архитектуры и искусства были полностью сохранены».

Даже из этого далеко не полного перечня фактов видно, каким сознанием исключительной ценности культуры прошлого были пронизаны первые постановления Советской власти по этим вопросам. Но мы знаем, что они были забыты и грубо искажены в период культа личности Сталина.

В одной только Москве было снесено более 400 памятников русского зодчества. Среди них и памятники нашей воинской славы - красные и Триумфальные ворота, среди них Сухарева башня и первое в России высшее учебное заведение - «Школа навигационных и математических наук». (Этот памятник был разрушен якобы для удобства уличного движения. На месте же Сухаревой башни теперь ограниченная белыми шашками полоса, по которой проезда нет, так как она разделяет транспортные потоки, которые, между прочим, мог бы разделить, составляя славу Москвы, этот памятник отечественной архитектуры.) Москвичам известна судьба знаменитой церкви Успения на Покровке, которую Баженов называл образцом зодческого искусства и в честь строителя которой - крепостного Потапова - после революции Потаповским был назван соседний переулок. Этот памятник снесли в 30-х годах. На его месте построили пивную, потом - овощной ларек, а теперь разбили скверик. В 1941 году в Москве был снесен также дом у Красных ворот, в котором родился М. Ю. Лермонтов.

Четыре года назад в Москве был обнаружен памятник XVI - XVII веков - палаты на «Опричном дворе Грозного» (улица Герцена, 17). Несмотря на уникальную историческую и художественную ценность этого древнего памятника гражданской архитектуры, его «за ветхостью» снесли. Надо сказать, что в виду исключительной прочности здания для его разрушения пришлось использовать тракторы и другие мощные средства.

В 1964 году был снесен дом поэта Хомякова (улица Композиторов, 7). В этом здании бывал цвет русской культуры - Гоголь, Грановский, Герцен, Тургенев, Л. Толстой.

В настоящее время под угрозой застройки находится всемирно известный памятник XVI века в селе Коломенском под Москвой - храм Вознесения. Это о нем писал побывавший в России французский композитор Берлиоз: «Ничто меня тан не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме нелепых украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный».

Спору нет, жилищное строительство - одна из самых насущных проблем, но при этом необходимо разумно учитывать сохранение достаточной дистанции от ансамбля Коломенского, который требует вокруг себя должного пейзажного пространства. В противном случае он потеряет свое художественное величие.

То же самое можно сказать о всемирно известном ансамбле Петродворца - русском Версале, который собирались загородить огромным рестораном на тысячу мест, а ведь для его постройки потребуется вырубить множество вековых деревьев Петровского парка, и, кроме того, это угрожает единству и неповторимой красоте этого замечательного памятника.

Иногда приходится иметь дело просто с курьезными фактами. Должно быть, многим читателям известен один из таких случаев.

В декабре 1961 года в Витебске по настоянию городских властей был снят с охраны редчайший памятник XII века - церковь Благовещения, современник «Слова о полку Игореве». Введенные в заблуждение «вышестоящие инстанции» санкционировали снятие памятника с охраны, и он был незамедлительно уничтожен. А меньше чем через месяц Совет Министров БССР своим новым решением от 8 января 1962 года взял под охрану... руины!

Не тан давно в Полоцке снесли собор XVII века вместе со стоящим с ним рядом старинным зданием Кадетского корпуса. Это обошлось государству в 350 тысяч рублей (в новых деньгах!), что дороже самой тщательной реставрации.

Бывает и так, что сносятся памятники, которые в реставрации и не нуждаются. Например, в Ленинграде снесли памятник XVIII века - церковь на Сенной площади, связанную с именами Суворова и Достоевского и известную всему миру по многочисленным картинам и гравюрам. Эта «ценная инициатива» - разборка церкви и вывоз строительного мусора - обошлась государству в сотни тысяч рублей. Этот печальный список можно было бы продолжить, но, к сожалению, он занял бы слишком много места.

Когда речь заходит об охране памятников, часто ссылаются на отсутствие средств, на так называемую «нерентабельность». Но это, мягко говоря, несерьезный довод. Известно, что правильно поставленный туризм - одна из самых доходных статей. Общая сумма поступлений от этого «невидимого «импорта» по всем странам составила в 1962 году около 8 миллиардов долларов. Он обогнал по размерам выручки самую крупную статью мировой торговли - нефть; ее стоимость составила 5 миллиардов долларов. В экономике многих стран туризм занимает сейчас одно из ведущих мест.

Почему же мы - страна величайших памятников культуры - так досадно отстаем в развитии туризма и реализации его экономических возможностей? У нас есть целые города-музеи: Новгород, Кострома, Псков, Углич, Загорск, Суздаль, Ростов Великий, Таллин, Вильнюс, Хива, Сольвычегодск, Великий Устюг, Торжок, Старая Ладога, Нарва, Изборск. У нас есть и промышленные города, богатые памятниками искусства: Москва, Ленинград, Киев, Муром, Вологда, Владимир и другие. Кроме того, есть у нас и известные во всем мире Ферапонтов монастырь, Кижи, Переяславль-Залесский, Соловецкий и Иосифо-Волоколамский архитектурные ансамбли, замки Литвы, Латвии и Эстонии,

мемориальные усадьбы Абрамцево, Тарханы, Карабиха, Талашкино...

Нам приходилось разговаривать с людьми, мечтающими побывать в Соборе Парижской богоматери, осмотреть Миланский собор, соборы Кракова, Югославии, увидеть церковь, расписанную Матиссом... Но заговорите с этими людьми о том, что - здесь, у себя дома, спросите их были ли они в Суздале, Ростове Великом, где находится, может быть, лучший в мире архитектурный ансамбль, созданный в XVII веке... Слышали ли они о деревянном народном зодчестве нашего Севера, видели ли они фрески древнего Новгорода?..

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены