Приключения Буратино в стране дураков

Алексей Толстой| опубликовано в номере №271, июль 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

Буратино - деревянная кукла, герои нового романа-сказки Алексея Толстого «Золотой ключик».

Буратино - излюбленный персонаж итальянского кукольного театра, соответствующий нашему классическому «Петрушке». Существует легенда о происхождении Буратино. Столяр Джузеппе, обтесывая полено, испугался голоса, идущего из глубины дерева. Джузеппе поспешно дарит полено случайно пришедшему к нему другу - шарманщику Карло. Карло вырезает из полена куклу. По мере изготовления отдельные органы деревянной куклы оживают. Так родился Буратино.

Непоседливый, крайне легкомысленный, Буратино сразу же покидает родительский дом и убегает на улицу. После целого ряда приключений он становится счастливым обладателем пяти золотых монет. Лиса Алиса сообщает Буратино, что существует страна, где, если посадить в землю золотую монету, вырастет дерево с золотыми листьями. Буратино отправляется в эту страну.

Отрывок, который мы помещаем, изображает «Страну дураков», куда хитрая лиса Алиса заманила деревянного человечка. В этой стране много безработных и много полицейских, охраняющих покой «богатеньких и почтенненьких» граждан. Сыщики арестовывают подозрительных лиц. Свирепые бульдоги-полицейские кричат на голодных и шелудивых жителей: «Проходи, не задерживайся!...»

Буратино арестовывают за то, что он беспризорный, беспаспортный и безработный; и бросают в грязный пруд. Но на помощь деревянному человечку приходят лягушки и черепахи. Черепаха Тортила дарит ему золотой ключик, который сулит счастье. За этим ключиком давно уже охотится страшный Карабас-Барабас, «доктор кукольных наук». Буратино вместе с остальными куклами защищается от Карабаса-Барабаса и полицейских бульдогов. На помощь куклам приходят все птицы и звери, населяющие лес.

... Не нужно забывать, что Буратино был деревянный и поэтому не мог утонуть... Он долго лежал на воде, весь облепленный зеленой ряской.

Вокруг него собрались обитатели пруда: всем известные своей глупостью черные пузатые головастики, водяные жуки с задними лапами, похожими на весла, пиявки, жучиные и комариные личинки, которые кушали все, что попадалось, вплоть до самих себя, и, наконец, разные мелкие инфузории.

Головастики щекотали его жесткими губами и с удовольствием жевали кисточку на колпаке. Пиявки заползали в карманы курточки. Один водяной жук влезал на его нос, высоко торчавший из воды, и оттуда бросался в воду - ласточкой.

Мелкие инфузории, извиваясь и торопливо дрожа волосками, заменявшими им руки и ноги, пытались подхватить что-нибудь съедобное, но сами попадали в рот к личинкам водяного жука.

Буратино все это, наконец, надоело, он зашлепал пятками по воде:

- Пошли прочь! Я вам не дохлая кошка. Обитатели шарахнулись - кто куда. Он перевернулся на живот и поплыл.

На круглых листьях водяных лилий под луной сидели большеротые лягушки, выпученными глазами глядели на Буратино.

- Какая-то каракатица плывет, - квакнула одна...

- Нос, как у цапли, - квакнула другая.

- Это морская лягушка, - квакнула третья... Буратино, чтобы передохнуть, вылез на большой лист водяной лилии. Сел на нем, плотно обхватил коленки и сказал, стуча зубами:

- Все мальчики и девочки напились молока, спят в теплых кроватках, один я сижу на мокром листе... Дайте поесть чего-нибудь, лягушки.

Лягушки, как известно, очень хладнокровны. Но напрасно думать, что у них нет сердца. Когда Буратино, мелко стуча зубами, начал рассказывать про свои злоключения, - лягушки одна за другой подскочили, мелькнули задними ногами и нырнули на дно пруда.

Они принесли оттуда дохлого водяного жука, стрекозиное крылышко, кусочек тины, зернышко рачьей икры и несколько гнилых корешков.

Положив все эти съедобные вещи перед Буратино, лягушки опять вспрыгнули на листья водяных ЛИЛИЙ и сидели, как каменные, подняв большеротые головы с выпученными глазами.

Буратино понюхал, попробовал лягушиное угощенье.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены